Мемориал на огороде

Илья СТУЛОВ, Калининградская область

17.01.2014

Невероятная история, достойная того, чтобы стать сюжетом фильма о хороших людях и правильных поступках, приключилась в Калининградской области. Местный фермер, искавший могилы своих дедов, павших в годы Великой Отечественной войны, обнаружил захоронение русских воинов, погибших в Первую мировую. Скоро здесь появится памятный знак.

Историю своей семьи Станислав Бочковский знает от и до. И не только по рассказам бабушек. Потомок польских дворян, перебравшихся в Россию еще в середине XIX века, в свободное от полевых работ время изучает свое генеалогическое древо по архивам. 

— Семья как семья, как любая в нашей стране, — рассуждает Станислав, встречая меня у своего дома. — Было в нашем роду все: и подвиги, и репрессии, и высылка в 30-х в Казахстан. Оба деда не вернулись с Великой Отечественной. Бабушка еще раз вышла замуж, и у моего нового деда, тоже фронтовика, всегда в кабинете лежали на столе две книги — Библия и мемуары маршала Жукова.

Еще в юности Станислав, живший тогда в Казахстане, задался целью отыскать могилы своих дедов. В конце 90-х семья перебралась в Калининградскую область. Здесь на небольшом хуторе Пригородное под Озерском Станислав и обустроил хозяйство. Несмотря на повседневные заботы, от намерений отыскать следы предков отказываться не собирался. 

— Сидел как-то вечером, писал очередной запрос в военный архив, — вспоминает мой собеседник, — глянул в окно, а там по полю люди какие-то ходят. С металлоискателями. Вышел, шуганул их. Объяснил, что здесь частная территория. Ушли без лишних вопросов.

Поначалу фермер не придал этой истории значения. Мало ли кладоискателей? Однако когда визиты незваных гостей стали повторяться с утомительной регулярностью, Станислав решил разобраться с историей своего хутора, который раньше, при немцах, назывался  Бидшунен (Bidschuhnen). 

Изыскания в местных библиотеках и музеях ни к чему не привели. Бидшунен до войны заселяла обыкновенная крестьянская община, члены которой вряд ли могли оставить после себя несметные сокровища. Вообще же хутор, на котором жил Станислав, упоминался в анналах несколько раз, чаще в связи с кровопролитными боями другой войны — Первой мировой. 

Бочковский обратился за помощью к краеведам. 

— Рассказ Станислава меня заинтересовал, — вспоминает  исследователь того периода историк Александр Панфилов. — Стали отрабатывать несколько версий. Основные: клад или воинское захоронение. Клад по документам не найдешь, не перекапывать же несколько гектаров земли… Решили детально проработать вторую версию. По архивам Второй мировой ничего примечательного в районе Бидшунена мы не нашли. Однако по частично сохранившимся документам времен Первой мировой было установлено, что рядом с домом Станислава в начале века находилось небольшое кладбище: гражданское или военное — неизвестно. Точное место захоронения тоже не сохранилось. Учитывая, что доступ в архивы тех времен — дело достаточно хлопотное, шансы докопаться до истины заметно таяли. 

Однако поисковики не сдались. Стали изучать германские архивы, и выяснили: осенью 1914 года недалеко от Бидшунена были захоронены 12 солдат Русской императорской армии.

— Мы сразу поняли, что вышли на правильный путь, — продолжает Панфилов. — Сейчас трудно сказать, кто осуществлял погребение, однако доподлинно известно, что немцы обустроили эту братскую могилу и ухаживали за ней. 

Оставалась самая малость: найти место захоронения, по возможности не потревожив прах воинов. Сделать это просто только на первый взгляд. Нет подробных планов участка, где бы с точностью до метра было указано местоположение кладбища. Помогли старые карты и современная космическая съемка. Наложив несколько карт разных лет на съемку, получили точное местоположение захоронения. Так была раскрыта вековая тайна Бидшунена.

— Теперь мы точно знаем место братской могилы, — говорит Станислав. — По весне все обустроим, поставим временный памятный знак, приведем в порядок территорию. Все здесь будет по-человечески, чтобы люди могли цветы положить, отдать почести воинам. Со временем памятник поставим.

Теперь, мечтает фермер, хорошо бы установить имена павших героев. Хотя журналы потерь, которые велись в те времена, сохранились не полностью, и найти в них фамилии павших, не зная даже наименования подразделения, в котором они служили, будет непросто.

Сам же  Бочковский считает находку большим событием в своей жизни. Тем более что в прошлом году ему удалось отчасти приоткрыть и семейную историю. Из Министерства обороны пришел ответ о судьбе одного из дедов. Как гласит архивная справка, Бочковский Станислав Иванович пал смертью храбрых в марте 1945 года, освобождая Чехословакию. Похоронен близ села Гарам. 

В 2014-м в планах Бочковского — посетить могилу деда и привести в порядок захоронение неизвестных героев на своем участке. Дела, вполне естественные для человека, который помнит о прошлом и думает о будущем.