Когда весна придет, кто знает?

Нильс ИОГАНСЕН

13.01.2013

Может, у природы и нет плохой погоды, однако понимать, что ждет нас завтра — снег или дождь, солнце или тучи, хотят практически все. А еще лучше все узнать на год вперед… О климате-2013 нам рассказал ведущий прогноза погоды на канале НТВ, заместитель директора по науке Института географии РАН Александр БЕЛЯЕВ.

культура: Если верить приметам, вскоре нас ждут крещенские морозы. Или не ждут? Действительно ли это явление наблюдается каждый год?

Беляев: Крещенские морозы — это относительное похолодание в определенный период. Но с моей стороны было бы достаточно смело прогнозировать, какая именно погода будет в столичном регионе на Крещение. Мы вот сейчас с вами разговариваем, а я еще не знаю, какая погода нас ждет через два дня — точный прогноз формируется за сутки.

Судя по опыту, можно сказать, что крещенские морозы наблюдаются практически каждый год. Когда посильнее, когда послабее. Это период, когда на фоне некоей средней температуры столбик на градуснике на несколько дней опускается вниз. Другое дело: крещенские морозы неизменно ассоциируются с дымящейся прорубью, где купаются люди, а на берегу стоит народ в шубах, тулупах и валенках — холодно, минус 20-25… А вот если, предположим, температура была около нуля, а на несколько дней опустилась до минус 3-5 — крещенских морозов вроде как бы и нет. Хотя это они и есть.

культура: Понятие «крещенские морозы» — одна из народных примет, но далеко не единственная. Можно ли в принципе им доверять?

Беляев: От того, верит ли кто-то в приметы или нет, они не перестанут существовать. Хотя при желании всегда можно найти расхождение народного «прогноза» и реальности, а потом сказать — вот, не сработало, какая же это примета... К тому же регионов много, климатические условия повсюду различаются, а приметы как бы для всех одни. Сводный «народный архив» погоды помогал людям до того, как была создана гидрометеослужба. Другое дело, что, по большей части, до нас доходит лишь предельно лаконичная квинтэссенция древних знаний, которую нужно переосмыслять, расшифровывать.

культура: Получается, что в руках синоптиков есть еще один мощнейший инструмент прогнозирования?

Беляев: Народные приметы практически всегда исполняются, поэтому их научный потенциал огромен. Мне приятно, что в последние годы суховатые прогнозы погоды пытаются «оживить» упоминаниями о тех или иных приметах. Вот только делается это, к сожалению, чисто формально. Дальше дело не идет, никто всерьез так и не взялся за изучение и анализ народной метеорологии. Еще во времена СССР я слышал, что подобная лаборатория была создана, но мне кажется, что это сказки. А поскольку научной базы нет, метеорологи довольно снисходительно относятся к народным приметам.

культура: Прогнозов погоды сегодня множество — есть Яндекс, Gismeteo, наконец, Гидрометцентр. И кому верить, ведь отличия порой бывают кардинальные?

Беляев: Никаких иных официальных источников прогнозов погоды, помимо Гидрометцентра, не существует, все остальное — «перепевы». Ошибки — исключительно на совести тех, кто их допускает. Невнимательно прочитали, неверно подали информацию — вот вам и «другой» прогноз. Из-за банальных «очепяток» прогноз иногда меняется с точностью до наоборот. Циклон или антициклон — многим просто все равно. Их путают, вводят народ в заблуждение.

Дмитрий КИКТЕВ, заместитель директора по науке Гидрометцентра России:
— На сегодняшний день детального прогноза на Крещение у нас пока нет, еще рано. Но, судя по той информации, что уже имеется, заметного похолодания не ожидается — среднесуточная температура, по предварительным расчетам, может опуститься до минус 12-13. Что касается долгосрочных модельных сезонных прогнозов, которые раз в месяц рассчитываются компьютерами Гидрометцентра, то они говорят о том, что весна в этом году будет среднеклиматической или чуть более теплой. Обычно переход среднесуточной температуры через ноль в московском регионе приходится на конец марта, сход снежного покрова — на конец первой – начало второй декады апреля. В 2013 году эти события могут случиться немного раньше.