Музей в «цифре»

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

18.04.2019

В этом году на IPQuorum, состоявшийся в калининградском Светлогорске, съехалось свыше полутора тысяч российских и зарубежных экспертов: обсуждали проблемы бизнеса, общества, медиа, кино, анимации, музыки, театра. Одной из площадок, где развернулись дискуссии об авторском праве и человеческом капитале, стала гостиная газеты «Культура».

Главная тема разговора — существование музеев в цифровую эпоху. Не секрет, что Россия переживает музейный бум: хрестоматийный пример — нашумевшая очередь на выставку Серова. Академические институции конкурируют за зрителей с развлекательными заведениями — и делают это вполне успешно. Но не лишаются ли вместе с тем своих первоначальных задач? Востребована ли просветительская функция? С какими вызовами сталкивается музей, размещая коллекции онлайн? Наконец, что важнее: инвестировать в собственные интеллектуальные продукты и зарабатывать на них или делать информацию доступной широким массам? Эти и другие вопросы обсуждали представители ведущих отечественных музеев.

В последние десятилетия большую популярность приобрел инфотейнмент, смешивающий развлечение и обучение. В обществе существует запрос на легкое и «незатратное» просвещение, скажем, на многочисленные онлайн-курсы. Татьяна Кубасова, заместитель директора по научно-исследовательской работе Государственного Дарвиновского музея, отметила:

— Человек должен постоянно получать новые знания — даже когда спит, иначе не сможет оставаться адекватным времени. Цифровая эпоха подразумевает, что вы постоянно учитесь и используете полученные сведения на практике.

В итоге музеи становятся площадками для неформального образования. Скажем, в Дарвиновском музее работают развивающие интерактивные центры и экспозиции, устраиваются квесты, проводятся тематические занятия в лабораториях. Образовательные программы рассчитаны на любой возраст. Ведется активная научная деятельность. Так, на сайте можно увидеть движущуюся 3D-модель аномалокариса — ископаемого из класса динокарид. Облик вымершего животного воссоздан работниками музея. Другое исследование, которое проводят сотрудники, — изучение аудитории с помощью айтрекинг-технологии: человек надевает специальный шлем, отслеживающий движение глазного яблока. Татьяна Кубасова уточнила, что пока выборка нерепрезентативна, но уже очевидно: в первую очередь внимание привлекают крупные, а также движущиеся объекты:

— Недаром в соцсетях именно видеоролики пользуются большим успехом. Современное поколение не только обладает клиповым мышлением, ему важно, чтобы «картинка» двигалась, — жизнь стала динамичной.

Использование мультимедиа в выставочных проектах — не просто дань моде. С аудиторией необходимо говорить на понятном языке. Уникальный Центр мультимедиа с электронной экспозицией существует в Государственном Русском музее и является продолжением масштабной просветительской деятельности в сфере информационных технологий. Виртуальные представительства Русского музея в музеях, вузах, библиотеках, школах, культурных центрах в России и за рубежом позволяют познакомиться с коллекцией ГРМ, не приезжая в Петербург. Сегодня, когда доступ в интернет есть практически в каждом доме, виртуальные филиалы взяли на себя дополнительную функцию. Здесь показывают серьезные мультимедийные продукты, требующие профессионального сопровождения и которые музей не готов выкладывать в Сеть из-за сложностей, связанных с авторскими правами. Мария Гладких, начальник службы «Виртуальный Русский музей», пояснила:

— Существует мнение, что отечественные музеи, в отличие от зарубежных, крайне неохотно выкладывают цифровые копии произведений из своей коллекции в интернет. Однако портал «Виртуальный Русский музей» содержит около 1500 изображений в высоком качестве. Мы защищаем их водяными знаками от несанкционированного копирования, однако на самом деле трудности возникают совсем не с этим. В нашей практике был случай, когда после публикации на портале цифровой копии произведения из коллекции ГРМ, мы получили письмо от наследников, они просили убрать изображение из общего доступа. Сегодня это касается некоторых авторов эпохи авангарда, а также художников советского времени. И хотя задачи музея — популяризация и просвещение, в подобных случаях мы всегда идем навстречу.

Ситуацию осложняет двойственность произведений искусства с точки зрения авторского права. С одной стороны, есть материальный носитель — холст, мрамор, лист бумаги, — собственником которого является музей. С другой — результат творчества. Причем автор мог умереть столетия назад, а значит, исключительные права на работу утрачены, и она получила статус общественного достояния. Правовая коллизия трактуется в отечественной судебной практике в пользу музеев. Так, Эрмитаж в 2010 году подал иск на петербургского модельера Ию Йоц, использовавшую в декоре магазина изображение «Дамы в голубом» Томаса Гейнсборо. В итоге суд поддержал истца. Татьяна Ренде, заместитель директора по научно-просветительской работе Калининградского областного музея изобразительных искусств, поделилась своим отношением к проблеме:

— Наша коллекция только начинает сталкиваться с подобными вызовами: со дня смерти многих авторов не прошло 70 лет. В фондах хранится самое большое собрание работ Элия Белютина — сейчас в здании идет реконструкция, через три-четыре года планируем открыть зал этого художника. Я лично солидарна с музеями Амстердама, которые позволяют воспроизводить изображения картин на коммерческой продукции. Человек, который хочет увидеть произведение искусства, все равно придет в музей. Ему не хватит копии — обязательно возникнет желание увидеть оригинал. То же самое касается интеллектуального продукта, создаваемого нашими сотрудниками: например, авторских экскурсий. Мы охотно делимся ими. Как руководитель научно-просветительского отдела, я за любое воспроизведение с целью получения образования и популяризации нашей постоянной экспозиции.

Мария Гладких рассказала о собственном опыте:

— Мы выкладываем в Сеть не только цифровые копии отдельных произведений, но и панорамы экспозиций музея и стараемся, чтобы они распространялись как можно шире. Для многих институций цифровая копия является источником дохода, поэтому они неохотно делятся изображениями в высоком разрешении. Не могу согласиться с подобным подходом. Для зрителя важно видеть изображения хорошего качества. Возможно, человека, не знакомого с искусством, это приведет в музей. Не спешим публиковать на сайте только сложные мультимедийные продукты, за каждым из которых стоит автор. Рассматриваем возможность предоставления подобного контента за плату. Однако вопрос в том, насколько идея окажется востребованной. Ведь эти вещи не относятся к предметам первой необходимости. Поэтому важно воспитывать зрителя, прививать ему привычку потребления культурного продукта. Наши виртуальные филиалы формируют у человека запрос на знакомство с произведениями искусства. Сегодня музеям нередко приходится конкурировать с торговыми центрами. В подобных условиях важнейшая задача — сформировать культуру досуга: чтобы семья в выходной решила пойти на выставку, а не за покупками. Мы не только работаем с существующими посетителями, но и растим новых. И надеемся, что спустя десятилетия они приведут к нам своих детей.


Фото на анонсе: пресс-служба IPQuorum