Тридцать три коровы, свежая строка

Дмитрий МАЛИНИН, Калужская область

04.04.2019

Недавно в президентском Послании Федеральному собранию Владимир Путин напомнил о такой форме помощи государства населению, как социальные контракты. Данная схема уже несколько лет успешно реализуется в ряде российских регионов. «Культура» отправилась посмотреть на то, как она работает, и убедилась: несмотря на имеющиеся сложности, у программы большой потенциал, и, пожалуй, настало время распространить ее на всю территорию страны.

«Государство оказывает гражданам помощь в трудоустройстве, повышении квалификации. Предоставляет семье финансовые средства — кстати, приличные, речь идет о десятках тысяч рублей — на организацию подсобного хозяйства или небольшого собственного дела. Подчеркну: для каждого предлагается индивидуальная программа поддержки, исходя из конкретной ситуации. При этом человек, который берет эти ресурсы, одновременно берет на себя определенные обязательства: пройти переобучение, найти в соответствии с этим работу, обеспечивать свою семью, детей устойчивым доходом», — отметил президент в Послании.

Несколько десятков тысяч рублей на личное подсобное хозяйство (ЛПХ), малый бизнес, обретение новой специальности или иные нужды — действительно солидные деньги. Особенно для регионов. Причем это не подачка, а инвестиции — та самая спасительная удочка, которую логичнее вместо рыбы отдать страждущему. Как рассказал Владимир Путин, программа уже давно работает — в Калужской, Ульяновской, Томской, Вологодской, Нижегородской областях.

Едем в Калугу, в Жиздринский район — по части занятости и доходов населения не самый благополучный, ввиду удаленности от столичного региона и облцентра. Местные власти, однако, не сидят сложа руки: с помощью соцконтрактов люди обретают стимул и шанс, без преувеличения, начать новую жизнь. Максимальная сумма, на которую могут рассчитывать соискатели, — 65 тысяч рублей. Целевое назначение — на ЛПХ. Более конкретно — на покупку коровы, это самый популярный вариант. Из восьми соцконтрактов, действующих ныне в районе, все получатели денег выбрали именно его.

Семью Олеси Капитоновой чиновники охотно ставят в пример. По дому бегает одиннадцать симпатичных черноглазых деток, мал мала меньше.

— Прежде всего заключаем социальные контракты вот с такими многодетными ячейками общества. Эта детвора — будущее России. Завтра они станут поднимать село, трудиться на заводах и фабриках, станут учеными, — убеждена завотделом социальной защиты Жиздринского района Нина Прохина.

О каком-то бизнесе в данном случае говорить, впрочем, не приходится: коровье молоко идет на семейные нужды. Но подспорье — огромное.

— Раньше мы покупали пять-шесть литров каждые два дня. Выходило накладно, ведь натуральные продукты нынче недешевы. Теперь проблемы нет, — объясняет Олеся.

Далее наш путь лежит в деревню Коренево, от райцентра совсем недалеко — несколько километров. Здесь проживают Батуковы — Андрей и Анна, с четырьмя детьми. Она преподает биологию в средней школе, он — водитель в пожарной службе. Незадолго до Нового года в хозяйстве случилось пополнение: по соцконтракту приобрели корову.

— Нам очень повезло, она оказалась стельной, то есть, по сути, купили сразу двух животных. Сейчас молока, понятное дело, нет, но это не беда. Кто бы ни родился, бычок или телочка, в хозяйстве сгодится. Уже присматриваем ветеринара, который примет роды, — делится Анна.

В планах производство домашнего сыра, творога, сметаны. Для себя и на продажу. В том числе, чтобы отбивать траты на содержание буренки: шутка ли, но только на сено нужно 20 тысяч рублей в месяц. Плюс комбикорма, витамины, их доставка... Тем не менее в будущее собеседники «Культуры» смотрят с оптимизмом.

Однако же восемь социальных контрактов на целый район — капля в море. Почему так мало?

— Далеко не все готовы взять на себя ответственность: соцконтракт налагает на получателя определенные обязанности. Помощь необходимо использовать по назначению. А уход за тем же скотом — тяжкий труд, вот и не спешат люди. Ведь мы приходим, проверяем, все ли в порядке: не продана ли купленная на казенные деньги скотина, хорошо ли содержится, — объясняет Нина Прохина.

Похоже, проблема нежелания трудиться существует в реальности, но столь малое количество «законтрактованных» обусловлено иным.

— У нас в 2018-м заключено 11 договоров — в полном соответствии с теми суммами, которые были выделены. Вместе с ГСП (государственная социальная помощь. — «Культура») годовой бюджет нашей районной соцзащиты составил миллион рублей. Увы, на 2019-й выделено лишь 600 тысяч рублей, тоже вместе с ГСП, то есть соцконтрактов удастся заключить меньше. В других районах аналогичная ситуация: предназначенные на программу финансы примерно таких же объемов, — признается и.о. начальника отдела социальной защиты Кировского района Калужской области Татьяна Чупятова.

В соответствии с возможностями распределение помощи в этом районе ведется согласно очень строгим правилам. Соцконтракты заключаются с многодетными семьями, а также с людьми работящими, нацеленными на движение вперед. Собственный дом с ухоженным приусадебным участком и опыт сельхозработ — обязательные условия.

Инженер Василий Самошкин по соцконтракту приобрел за 150 тысяч рублей китайский мини-трактор «Русич» Т-15 — и у себя трудиться, и для подработки. Спрос на услуги есть — вспахать огород или произвести иные работы требуется многим, потихоньку техника окупается.

Екатерина Харитошкина одна воспитывает двух детей, в свободное от основной занятости время — а служит она оператором на почте — разводит поросят, кур и прочую живность. На рынке, где приторговывает мать-одиночка, натуральные продукты быстро разлетаются, особенно перед праздниками. По соцконтракту Екатерина купила мотоблок, чтобы возделывать землю. Техника, конечно, поскромнее, нежели у девушки на советском плакате с лозунгом «Комсомолка — на трактор», но все равно впечатляет. Другая Екатерина — Водоватова замахнулась пока лишь на приобретение коровы.

— Про социальный контракт нам сообщили в отделе соцзащиты, в общем-то, прямо предложив его взять. Мы не стали отказываться, и теперь не нарадуемся на нашу Белку. Молоко надаиваем себе и на продажу, еще делаем творог и сыры — тоже получается пополнение в семейный бюджет, — улыбается Водоватова.

Трехлитровая банка натурального молока уходит за 200 рублей. Остальная молочная продукция тоже не залеживается. Рядом расположена воинская часть — аэродром близ поселка Шайковка, а платят летчикам хорошо. Думая о расширении нехитрого бизнеса, хозяйка очень надеется, что асов не переведут на новое место дислокации.

— Для выдачи соцконтрактов мы отбираем наиболее достойных кандидатов. Дабы государственные средства пошли на пользу тем, кто ими способен грамотно распорядиться, — уверяет специалист отдела соцзащиты Кировского района Ольга Сенина.

— Собрать необходимый пакет документов несложно, но большой наплыв желающих нам не нужен — на всех денег пока не хватит. Да и возможность ошибки увеличится, сами понимаете, всякие бывают люди, — сетует Татьяна Чупятова.

Вот Антон Антошенков — точно не «всякий»: его соцконтракт тоже ушел на корову. Но не первую и не единственную — очередную.

— Теперь у нас три коровы. Плюс бычка откармливаем. Когда-то было восемь коров, все — породистые, высокоудойные. Спрос на молоко и молочные продукты имеется, вот мы и пытались его полностью удовлетворить. Но натолкнулись на кадровую проблему, — заключает Антон.

Он, его жена Юлия и дети просто не успевали — в коровнике возни много, а ведь продукцию надо еще и по адресам развозить. Однако в помощь никого нанять не удалось.

— К сожалению, для мелкого хозяина выбор невелик: приходится брать мужиков пьющих — крепко или умеренно. С доярками другая сложность: мало желающих, еще меньше умеющих, ласковых. Лучшие скотники и доярки, видать, на крупных фермах пристроены. Рядом Брянская область с заливными фидлотами — чемпион, можно сказать, в производстве мраморной говядины и молокопродуктов, — пожимает плечами Юлия.

Да, эта семья трудится изо всех сил. Антошенков — высококвалифицированный сварщик — уволился из местной газовой конторы, оформил ИП, выезжает по частным заказам. Соорудить металлический забор или домовую систему отопления — это к нему.

— Хочется развиваться, а возможностей мало. Очень обидно было продавать наших коровок, но выхода не было — не справлялись, — признает Антон.

Хотя и не сомневается, что потенциально с помощью соцконтрактов о-го-го какого расширения хозяйства можно добиться. Недавно его знакомый фермер, не сумевший вылезти из долгов, продавал «вылизанный» МТЗ-80. Почти задаром — всего за 20 тысяч рублей, а навесное оборудование к нему— вообще по цене металлолома. Тех же породистых коров Антошенковы брали в свое время «с дисконтом» на разорившейся ферме...

В других регионах пока тоже правильнее говорить о довольно немногочисленных случаях заключения социальных контрактов. Нередко под этим понятием чиновники подразумевают ежемесячную адресную помощь малоимущим — таковую, действительно, в отдельно взятом субъекте РФ каждый год безвозмездно получают десятки тысяч людей. Хотя суммы достаточно скромные — в среднем порядка 2000–3000 рублей. Тем не менее, как видим, и «настоящие» соцконтракты заключаются. Причем не только на селе.

— Вот, к примеру, неполная семья, состоящая из отца и несовершеннолетней дочери. Мать там лишена родительских прав. До заключения соцконтракта мужчина являлся неработающим. В соответствии со своими обязательствами открыл индивидуальное предприятие по ремонту обуви. Дополнительно ему оказали содействие в ремонте жилого помещения, — рапортует и.о. министра социальной политики Нижегородской области Алексей Исаев.

Высокая оценка программы в ряде субъектов, прозвучавшая от самого президента, равно как и намерение федеральных властей увеличить целевое финансирование нуждающихся, безусловно, приведет к тому, что социальные контракты станут по-настоящему массовым явлением.

«В мире такой механизм действует и работает достаточно эффективно. И для тех, кто действительно стремится изменить свою жизнь, социальный контракт дает возможность сделать это. По оценкам, за пять лет такой поддержкой смогут воспользоваться более 9 миллионов человек. Поручаю правительству уже начиная со следующего года на условиях софинансирования с регионами оказать содействие субъектам Федерации, которые активно внедряют практику социального контракта», — уточнил в своем выступлении Владимир Путин.


Иллюстрация на анонсе: Виталий Подвицкий