Мороз и солнце — день «болотный»

Нильс ИОГАНСЕН

21.12.2012

Обозреватель «Культуры» прогулялся 15 декабря на Лубянской площади — как свободный гражданин России. На Собчак посмотреть и себя показать.

Столичные власти не согласовали так называемый «Марш свободы», но либералы все равно призвали своих несогласных друзей прийти на Лубянку — якобы для того, чтобы просто возложить цветы к Соловецкому камню.

Как ни странно, но в этот раз на «демократических» сайтах и профильных страницах социальных сетей отсутствовали указания, что нужно тепло одеваться и брать с собой в термосах чай-кофе. Были другие призывы: не вступать в конфликт с милицией, не нарушать общественный порядок. Вот только почему-то на либеральной страничке svoboda_naroda («За Россию без произвола и коррупции») сети «Вконтакте» еще за день до марша висел плакат с призывом крушить банки, драться с милицией и свергать власть... Оттуда он разошелся по другим ресурсам, оппозиционеры его удалили уже постфактум.

15 декабря 2012 года, 14:30 Переход «Кузнецкий мост» – «Лубянка» открыт, милиции не больше, чем обычно. На самой станции, ранее носившей имя великого чекиста, замечаю одного-единственного человека с белой ленточкой. Он ожесточенно тычет пальцами в экранчик смартфона, явно чем-то сильно раздосадован. Коллеги не пришли?

Все выходы открыты, милиция на площади присутствует, но в разумном количестве. Мимо проскакивает стайка молодых людей в карикатурных буденовках, такие продают на Арбате доверчивым иностранцам. Больше этих красноармейцев я не видел, похоже, они спешили по каким-то своим делам.

14:35 Народа пока маловато. У выхода из метро некая мадам раздает загадочные билетики, созывая своих: вот тебе, Вася, вот тебе, Маша... Подхожу, тоже хочу быть обилеченным. Но меня сразу допрашивают: кто такой, от кого пришел? Когда выясняется, что я тут сам по себе, по зову демократического сердца, билетик мне не дают. Аргументируя это тем, что они «только для наших». Интересно, с какой целью их раздают? Быть может, чтобы активистам потом что-то зачлось?..

15:00 Ну вот, все в сборе. В сквере присутствуют 700-800 человек. Объясняю методику подсчета. Площадка около камня — 60 на 25 метров, это если исключить те 3-4 метра с каждой стороны, что заняли милиционеры. Кто не верит, зайдите на Яндекс-карты. Нажав кнопку «Маршруты», можно получить информацию о размерах. Итак, примерно 1500 квадратных метров. На каждого человека приходится около двух «квадратов»: люди свободно стоят, курят, размахивают руками и при этом не тычут в соседей сигаретами. Делим 1500 на 2, получаем 750 человек. Оценки МВД — такие же, а вот с цифрой оппозиции в пять тысяч персон, извините, не согласен. Причем не менее трети собравшихся — СМИ всех мастей. Жилетки с надписью «Press» и карточки аккредитации так и мелькают в толпе.

15:05 Народ оживился — прибыл координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов. В своем неизменном образе: темные очки, бритая голова, полуспортивная курточка. Его тут же окружают журналисты и выслушивают незамысловатую речь. Несколько отрывистых фраз про закон, власть и свободу, произнесенных злым сиплым голосом, и Удальцова под руки уводят люди в сером. Ибо выступать нельзя, митинг запрещен.

Впрочем, что именно вещал лидер либералов, никто толком не слышал. Люди запоздало переспрашивали друг у друга, кто там был и что говорил. Налицо банальная игра на прессу.

15:15 Скучно. Телевизионщики и фотографы от нечего делать снимают цветы на камне, бродят в толпе. То и дело слышна иностранная речь, корреспондентов из-за бугра тут просто масса. Что удивительно: общаться с ними люди желанием не горят. Сам слышал, как народ посылал по известному короткому адресу западные СМИ, аргументируя это тем, что они «агенты влияния» (с соответствующими эпитетами).

По скверу слоняется бабулька, которая как раз расположена общаться. Старушка закрывает рот лентой с надписью «Свобода» и всем рассказывает, что ей 80 лет и на протяжении всего этого длительного срока она молчала, а сейчас поедет домой, ляжет на русскую печку и опять станет молчать, ибо в стране лютует кровавый режим...

Среди собравшихся разгуливают милиционеры, с улыбкой повторяя в мегафоны одно и то же: «Не поддавайтесь на провокации, митинг не согласован. Пожалуйста, кто возложил цветы, спускайтесь в метро, сквер переполнен». В толпе замечены и неофициальные агитаторы. Активно снуют какие-то люди, пугая народ, что тут «вас всех повяжут», и предлагая присоединиться к санкционированному митингу КПРФ. В ответ нередко звучат малоцензурные пожелания.

15:20 На постамент «лубянского камня» взбирается Николай Сванидзе. Ему, на удивление всем собравшимся, тут же вручают микрофон милицейского громкоговорителя. Дальний родственник Иосифа Виссарионовича предложил людям разойтись — возложить цветы и спуститься в метро. Призыв не поддержали, телеведущего пытались освистать. «Не в кассу» выступивший Сванидзе, никому не интересный, тихо покинул площадь.

15:30 Опять скучно. Люди обсуждают, что Ксения Собчак и Илья Яшин арестованы по дороге. В это верят далеко не все. Любовь либералов к светской львице преувеличена, слышны версии о том, что она просто пересела из комфортабельного личного авто в не менее теплую «ментовскую машину». Чтобы не мерзнуть.

Группа молодых людей ведет жаркую дискуссию про iPad и свободу. Высказана свежая мысль о том, что с покупкой оного девайса демократические устремления индивидуума возрастают. Нужно взять теорию на заметку.

15:35 Ура, началось! На площадь прибыл Алексей Навальный. Измученные информационным голодом телевизионщики, как слоны на случке, рванули в его сторону. Дюжие дядьки с тяжеленными бетакамами на плечах и огромными триподами окружили блогера, попутно выясняя отношения между собой при помощи кулаков, русского народного диалекта и тяжелого профессионального реквизита. Мне посчастливилось попасть в давку, кости трещали в прямом смысле этого слова. Успев ответить всего на один вопрос — о судебном преследовании своих родственников (стандартно — «в Кремле сидят воры»), Навальный, озираясь и смешно болтая ушами зимней шапки, начал шустро пробираться в сторону милицейского оцепления. «Гы, мужики, сейчас мы его сами в автозак запихаем!» — весело крикнул кто-то.

Собственно, именно это и произошло. Получив еще несколько чувствительных тычков локтями и штативами, оппозиционер прорвался к милиции. Его деликатно поддержали под локоток и увели от буйных журналистов. «Так, мужики, будем считать, что Навального типа взяли, есть что передать», — рассудили «телеки» и, довольные, стали смотреть отснятое. Правда, изредка ругаясь, что блогер практически ничего не сказал, такой-сякой. Все отбояривался, что он тут присутствует как частное лицо, пришел цветочки возложить... Неправильно это — мало драйва.

Гражданин-поэт, Геннадий Гудков и Борис Немцов вели себя тоже крайне осторожно, посему оказались прессой особо не востребованы. Народ стал расходиться. Никакого столпотворения у входа в метро не случилось, что совершенно естественно при столь невеликом числе собравшихся.

В общем, мероприятие удалось. Люди охотно фотографировались на фоне кружившего над площадью милицейского вертолета, общались на отвлеченные от политики темы, кушали пирожки и пили кофе. Местные торговые точки общепита и платные туалеты явно сделали полугодовую норму выручки. Милиционеры и оппозиционеры подышали свежим морозным воздухом, что благотворно сказывается на здоровье.

Погуляли, потрепались и разошлись. В следующий раз, весной, когда состоится очередной «марш», быть может, собравшимся хватит еще более скромного скверика? Тенденция, однако...