Отмена 94-ФЗ и другие новости будущего года

Вадим БОНДАРЬ

27.12.2013

Что ждет Россию и нас, ее жителей, в 2014 году? Попробуем заглянуть в будущее.

Международная политика

В международном плане главной тенденцией является череда поражений представителей западного сообщества на международной арене. Проигранные дипломатические и политико-экономические битвы за Иран, Сирию и Украину, за Сноудена и Латинскую Америку заставили многих по-новому взглянуть на США и их союзников. И начать обращать более пристальное внимание на Россию и Китай — как на растущие полюсы силы. Все больше желающих вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), где Россия и Китай играют партии первых скрипок. 

Еще большая активность разворачивается вокруг Таможенного союза. В него уже хотят вступить Турция, Индия, Вьетнам и Сирия. На днях стало известно, что в 2014 году будет разработано и подписано соглашение о создании зоны беспошлинной торговли между Таможенным союзом и Израилем. Растет уровень российско-китайского стратегического сотрудничества. В ближайшие пять лет Поднебесная станет основным потребителем российской нефти и торгово-логистическим партнером по модернизируемым Северному морскому пути и БАМу. Все эти тенденции, очевидно, продолжат развиваться в предстоящем году.

Экономика

Предпринимавшиеся на протяжении 2013-го — как в мировом масштабе, так и на уровне отдельных стран — попытки деофшоризации и снижения социальной напряженности, вызванной растущим неравенством, не достигли ожидаемых результатов. Пропасть между бедными и богатыми растет даже в социалистическом Китае. Все это, вдобавок помноженное на кризис, стимулирует мысли о вызывающем эгоизме, изоляционизме и креативном тупике политико-экономических элит. К сожалению, эта проблема не чужда и России. В 2014 году она сохранит свою актуальность. Как и поиск путей экономического роста. Некоторые из них уже обозначены. 

Это крупные инфраструктурные проекты, на которые государство, ведя за собой бизнес, готово потратить значительную часть резервных фондов. Плюс опять же государственное понуждение к модернизации производств и повышению конкурентоспособности российской продукции, а также — к деофшоризации госструктур и бизнеса. В Минфине надеются, что пакет решений по выводу российской экономики из офшорных зон вступит в силу уже во второй половине 2014 года. Министр финансов Антон Силуанов, в частности, пояснил, что будут эти способы понуждения экономико-правовыми. Например, хочешь госзаказ — раскрой истинного владельца компании. Это же относится и к налогообложению. Скажем, если отсутствует информация о том, в какой юрисдикции зарегистрирован конечный получатель дохода (бенефициар), то такой доход будет облагаться по максимальной ставке — 20%. 

Повысить эффективность госзакупок и стимулировать производителей к модернизации должна федеральная контрактная система, закон о которой вступит в силу с января будущего года. Система сменит так называемый 94-й закон («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), о недостатках которого очень много говорили. Он плохо защищает заказчика от неисполнения условий контракта и не позволяет оценить эффективность выполненной работы. 

На стимулирование модернизации производства ориентированы «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», а также ряд отраслевых целевых программ. Активизировать работу в этом направлении требуют громадный государственный оборонный заказ, взятые властью высокие соцобязательства, стремительно ветшающая инфраструктура, а также ужесточающаяся международная экономическая конкуренция. 

Продолжится работа по улучшению делового и инвестиционного климата в стране. Освобождение Ходорковского, по всей видимости, не последний эффектный шаг в этом направлении. Напрямую связаны с данными задачами: расчистка бюрократических завалов, повышение прозрачности финансовой системы и бизнеса в целом, ну и, само собой разумеется, борьба с коррупцией.

Социальная сфера

Большой блок документов коснется условий жизни, социального и пенсионного обеспечения россиян. Так, с 1 января вступит в силу Закон «О специальной оценке условий труда». Такая оценка должна выявить потенциально вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса, уровень их воздействия на организм работника. Это позволит привести условия работы в соответствие с государственными нормативами охраны труда, установить дополнительные тарифы страховых взносов, оценить уровень профессиональных рисков, более эффективно расследовать несчастные случаи на производстве. 

Кроме того, с 1 января до 5554 рублей увеличивается минимальный размер оплаты труда (МРОТ), исходя из которого рассчитываются многие выплаты в стране. 

Подвергнется реформированию и пенсионное обеспечение. Страховая пенсия будет рассчитываться в баллах, исходя из размера зарплаты и стажа. Минимальный стаж для получения пенсии составит 15 лет (сейчас — 5). Больше денег из Пенсионного фонда будет направляться на текущие выплаты. Не останется без внимания и молодежь. В связи с новым законом об образовании срок действия сертификата ЕГЭ с 2014-го составит 4 года. Ранее итоги госэкзамена были действительны в течение 2 лет.

Претерпят изменения некоторые налоги и тарифы, затрагивающие интересы любителей дорогих автомобилей и вредных привычек. Так, с 1 января 2014 года за автомобили дороже 3 млн руб. транспортный налог, а также авансы по нему (если в вашем регионе они установлены) нужно будет считать с учетом повышающего коэффициента, размеры которого зависят от возраста автомобиля и его средней стоимости. Повысятся ставки акцизов на табачные изделия и алкоголь. 

Готовится также пакет законодательных мер, направленных на ограничение наличных расчетов, прежде всего между юридическими и физическими лицами. Это делается опять же для повышения прозрачности финансово-хозяйственной системы страны, пресечения коррупционных сделок и уменьшения наличной массы. 

Болезненной для россиян останется проблема миграции. Непростыми будут и межнациональные отношения. Они давно требуют новых, нетривиальных подходов. Если в СССР вся мощь государственной машины была направлена на стирание национальных различий с целью создания единой общности «советский народ», то в новой России ничего подобного нет. В итоге выросли уже два поколения, воспитанные на восприятии представителей других национальностей как чужаков, а то и врагов.