На площадку приглашаются

Ольга ВИТРЕ

14.02.2019

В здании нижней палаты парламента собрались те, кто снимает, продюсирует и продает кино или же обучает важнейшему из искусств. Круглый стол «Развитие отечественной кинематографии: принципы государственной поддержки и критерии эффективности» продолжил традицию «звездных» совещаний на площадке Комитета Госдумы по культуре. Карен Шахназаров, Владимир Хотиненко, Сергей Урсуляк, Алексей Учитель, Федор Бондарчук, Владимир Грамматиков и другие мэтры киноиндустрии три часа обсуждали проблемы российского экрана, искали решения и компромиссы.

Глава комитета Елена Ямпольская не раз подчеркивала, что именно от профессионалов в конкретных областях культуры депутаты ждут оценки готовящихся законодательных инициатив или даже прямых подсказок. Кинематограф, впрочем, тема особая.

— Мы очень хотим, чтобы наше кино не только смотрели, но и любили, чтобы появлялись новые любимые народом киногерои, чтобы нынешние молодые люди через 20–30 лет с той же ностальгией пересматривали фильмы своей молодости, как это делаем мы с вами.

Но чтобы зритель вновь начал любить отечественное кино, оно должно вновь полюбить своего зрителя. Поэтому за два дня до праздника святого Валентина мы позвали вас фактически поговорить о любви, — такими словами открыла мероприятие Елена Ямпольская.

Но разговор о любви... к кино все же начался именно с денег. Сколько государство тратит на отрасль, рассказала присутствующим директор департамента кинематографии Минкульта Ольга Любимова:

— В 2018 году сумма государственной финансовой поддержки на кинематографию составила почти 9 млрд рублей. Министерством оказана поддержка 130 игровым проектам, из них 85 фильмам через Минкульт, остальным с помощью Фонда кино, а также 239 анимационным фильмам, 271 неигровому видеофильму по различным тематикам, — сообщила Любимова.

Директор профильного департамента Минкульта также отметила международные успехи российского кино в 2018 году.

— Стоит упомянуть Берлинский фестиваль с «Довлатовым» и многострадальную «Айку», которую в нашем департаменте ждали много лет, — вошла в шорт-лист «Оскара» от Казахстана. В Канне картина была представлена от России, актриса получила награду за «Лучшую женскую роль». В Карловых Варах специальный приз получили «Подбросы» Ивана Твердовского.

Подробностей к выступлению Ольги Любимовой добавил исполнительный директор Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии Вячеслав Тельнов. Фонд кино ежегодно распределяет около трех млрд рублей. Процедура конкурса проходит в три этапа: на первом — анализируются сценарии, второй — оценка заявки экспертами, и третий — питчинг, или презентация проекта авторами, которая транслируется онлайн.

— На этот раз Фонд кино начал принимать заявки в конце декабря 2018-го, — напомнил Вячеслав Тельнов. — Соответственно организации получат деньги в апреле-мае, на два месяца раньше, чем в прошлом году. Это значит, что многие компании войдут в съемочный период летом — важнейшее время для работы.

Помимо поддержки сферы кинопроизводства Фонд кино вместе с Минкультом модернизируют кинотеатры в малых городах. Сегодня таких кинозалов 811, отметил Тельнов. А в ближайшие шесть лет их численность вырастет до двух тысяч. Также директор Фонда кино сообщил, что в 2018 году на российские фильмы в кинотеатрах было продано около 58 млн билетов. Это чуть менее трети от всех проданных билетов.

Представители профильных ведомств рассказали и о критериях эффективности киноработ, сделанных на бюджетные деньги. Ими являются экспертные оценки, качество сценария, востребованность, сметная стоимость проекта и награды на фестивалях.

— Нам крайне важно, чтобы то кино, которое мы поддержали, зритель увидел: мы все-таки распределяем средства из бюджета страны, — подчеркнула Ольга Любимова.

К теме творчества вернул участников круглого стола генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.

— Фильмы снимаются и куда-то исчезают. Если пойдем в народ, к знакомым и друзьям, то убедимся — российское кино вообще-то не смотрят. Сегодня существует некий перекос: мы говорим о цифрах и процентах, но забываем о качестве фильмов, о художественной составляющей, — точно подметил Карен Георгиевич.

Глава «Мосфильма» подчеркнул, что в мировом масштабе российское кино, увы, почти незаметно. Хотя, по мнению мастера, в целом киноиндустрия в нынешнее технологичное время переживает настоящий ренессанс.

— Все смотрят кино: на мобильниках, на компьютерах, везде, даже на пляже. Раньше книги читали, а теперь переключились на фильмы. Это неизбежность, — сказал Шахназаров.

К сожалению, 70–80 картин, которые делают в России, теряются в общем потоке. По мнению Шахназарова, наша страна должна производить не менее трехсот фильмов в год. Но поскольку увеличить долю российского кино на рынке за счет госфинансирования невозможно, остается активнее привлекать дополнительные инвестиции.

— Франция с населением 60 млн человек производит 400 фильмов. Фонд поддержки кино, который у них существует, — общественный. Он собирает поступления от наценки на билеты, — разъяснил Шахназаров.

Решение нашей проблемы следует искать в анализе действующей системы кинопроката. Карен Георгиевич предложил, демонстрируя  отечественные ленты, устанавливать более низкие цены на билеты. Введение государственных протекционистских мер по отношению к родному кино горячо приветствовал депутат Госдумы, режиссер Владимир Бортко, сославшись, правда, не на Европу, а на восточного соседа.

— Китайская система предполагает резкое ограничение количества иностранных фильмов. Кинотеатры не будут стоять пустыми. Зато станут востребованными наши актеры и режиссеры, через два года все вернется с лихвою, — пообещал Бортко, но поддержки зала не получил.

Разговор о протекционизме ожидаемо не вызвал восторга у дистрибьюторов западных компаний. Генеральный директор «Юниверсал Пикчерс Интернэшнл» Вадим Иванов был категоричен:

— Протекционизм — вопрос тонкий, к нему надо подходить осознанно. Жесткие пути, подобные китайским, приведут к обрушению отрасли.

74 процента кассовых сборов генерируются зарубежным производителем. По мнению Иванова, иностранное кино является становым хребтом киноиндустрии, на нем держится весь прокат. С другой стороны, именно качественная российская продукция должна расширить аудиторию кинозалов, привлекая зрителей от 30 и старше.

Собравшиеся отдельно затронули сегмент детского кино. Создавать качественный и интересный контент для молодого поколения нереально, опираясь исключительно на собственные силы. В этом убеждал сторонников протекционистских мер креативный продюсер «Дисней Россия» Владимир Грамматиков.

— В детском кино нищета разительна. Такие жанры, как фэнтези или сказка, невозможно снимать только «внутри». Мы прошли это на «Последнем богатыре», — разъяснил Грамматиков. — Подросток же не пойдет «на фуфло», он лучше сыграет на компьютере, где сам выберет себе костюм, оружие и героев, с которыми всех победит...

От стратегии к тактике повернул обсуждение председатель Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов.

— Хотелось бы принять закон о запрете «камкординга», предусматривающий хотя бы административную ответственность. В последний год ситуация с пиратской съемкой в кинотеатрах стала просто чудовищной, — возмутился Сельянов.

Глава кинокомпании СТВ также предложил законодательно запретить онлайн-казино, чья реклама предваряет просмотр любой «пиратки» в интернете. Кроме того, Сельянов считает, что пора отредактировать базовый федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии» .

— Хочется его адаптировать к нынешним реалиям в смысле терминов, стандартов, он ведь принимался давно, в другое время. Какие-то существенные вещи тоже сможем затронуть.

Не раз участники круглого стола возвращались к проблеме нехватки профессиональных кадров в сфере киноиндустрии. Федор Бондарчук призвал не повторять ошибки 90-х, не пускать на самотек программы для студентов.

— Тогда отсутствие индустрии вымыло не только педагогов, но и людей, желающих получать профильное образование. Когда в 2004 году выходил фильм Владимира Хотиненко «72 метра», кинопроката в стране попросту не было, — напомнил Бондарчук.

Коллегу поддержал режиссер Алексей Учитель, порекомендовав Минкульту и Фонду кино проводить сборы молодых авторов.

— Мало талантливых ремесленников: сценаристов, режиссеров. Надо переходить на практическое обучение, надо больше давать снимать студентам. Убежден, что необходимо увеличивать количество дебютных картин, — подчеркнул Учитель.

На третьем часу разговора выяснилось, что в России не хватает не только объемов господдержки для кино, но и зрителей.

— Средняя заполняемость экранов — 14 процентов. 86 кресел из ста — пустые, — поделился информацией председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. Он предложил помогать успешным кинотеатрам, а не плодить новые экраны. — Кинотеатры, которые привлекают много зрителей на российское кино, пусть получают гранты.

А когда Березин перечислил беды современного проката: получение прокатных удостоверений, «раздвижку» релизов и многое другое, стало понятно, что одной беседы в Госдуме для киномэтров явно недостаточно. В итоге поступило предложение создать при Комитете Госдумы по культуре рабочую группу, которая займется разработкой «дорожной карты» по решению прозвучавших за круглым столом вопросов и тех, которые обсудить не удалось.

— Комитет становится площадкой, где сходятся различные сферы и силы, и мы стараемся найти разумный компромисс. Это у нас получается, — резюмировала Елена Ямпольская.



Мнения

Владимир Хотиненко, режиссер, профессор ВГИК им. С. А. Герасимова:

— Я уже давно говорю, что для улучшения ситуации в киноиндустрии нужно предоставлять больше возможностей дебютантам, а главное — дать шанс тем, кто уже дебютировал. Хорошо бы заключить договор, соглашение с большими студиями, чтобы они направляли людей на учебу. Я сам учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров от студии. Чтобы люди со студий так же, как и все остальные, сдавали экзамены, но по итогам учебы у них была бы гарантия работы. Сейчас нашему кино не хватает молодых мастеров, это действительно проблема, и ее надо как-то решать.

Ректор ВГИК Владимир Малышев правильно сказал на круглом столе, что наши выпускники фактически выходят в жизнь с волчьим билетом, отличник ты или нет, тебе все приходится начинать с нуля. Конечно, совсем другое дело, когда выпускнику удается снять толковую дипломную работу. Его замечают, среди моих выпускников таких много — например, Алексей Андрианов, чей диплом высоко оценили продюсеры, и он уже давно снимает взрослое кино. С другой стороны, это естественный процесс — бизнес у нас рискованный, поэтому надо крутиться, пробиваться, иначе никакие гарантии не помогут.

А вообще, когда мы говорим о кино, главное, не посыпать головы пеплом. Конечно, наступили новые времена, поменялись суть и принципы работы киноиндустрии, многое ушло в интернет. Место кинопоказа в этом новом мире еще толком не артикулировано. Если этого вовремя не понять, не встроиться, не найти свою нишу, то результат будет неважнецким. При этом, я считаю, часть процесса кинопроизводства и кинопоказа должна быть контролируемой. Не обязательно даже вводить квоты на показ зарубежных фильмов, достаточно, например, выделить в многозальных кинотеатрах по одному залу для показа исключительно отечественных фильмов. Прокатчики — очень серьезные, подготовленные люди, но и от них я так и не услышал ответа на вопрос, почему во Франции попробовали помочь национальному кино, и у них кое-что получилось. А мы даже не пробовали, и имеем менее 30 процентов рынка.

При этом главный вопрос остается за скобками: а как нам удается при общем бюджете, равном половине стоимости одной более или менее нормальной голливудской картины, все-таки иногда с ними конкурировать? Это великая русская тайна.


Сергей Урсуляк, режиссер, сценарист, продюсер:

— Уже сегодня все сходятся во мнении, что у государства нет денег, необходимых для поддержания на должном уровне отечественного кинематографа, поэтому единственный выход в сложившейся ситуации — закон о меценатстве, о полноценном участии бизнеса в нашем деле. Причем я говорю не только о кино, но и о театре, об искусстве в целом. Если рассуждать еще шире, то мне кажется, что разобраться в проблемах кино за время встречи в рамках круглого стола невозможно. Стоило бы собрать, скажем, действующих, в том числе молодых, режиссеров, не являющихся при этом продюсерами. Думаю, они смогут рассказать о кинопроизводстве много интересного, наводящего на определенные выводы. Отдельная история — это телепроизводство, здесь тоже довольно немало проблем, нерешенных и нерешаемых. А еще мне показалось, что в ходе встречи никто не сказал главного. Говорили о зрителях, о продюсерах, сценаристах, даже о редакторах говорили, а о режиссерах и режиссуре — ни слова. О том, что можно написать гениальный сценарий, но реализовывать-то его будет режиссер: в отечественной кинотрадиции именно он был главным действующим лицом, а сегодня в абсолютном большинстве случаев он таковым не является. Возвращение достоинства этой профессии — важнейшая задача отрасли.

На круглом столе поговорили о прокате, продюсировании, но если мы задаемся целью разобраться и найти развязки, то нужно собрать еще пару-тройку таких столов с другим составом участников и с другими вопросами к ним. Сейчас же собрались сливки продюсерского цеха, те, кто представляет крупнейшие компании, каналы, министерство, Фонд кино. А ведь кинематограф — это история далеко не только про деньги. Уверен, что если позвать на такой круглый стол практикующих педагогов, таких, как Вадим Абдрашитов, к примеру, то мы услышим много интересных предложений о том, как следовало бы организовать процесс обучения. И в частности, думаю, он обязательно сказал бы о необходимости бесплатного второго высшего образования во ВГИКе и на Высших курсах. Тогда в профессию смогли бы прийти люди с жизненным опытом, и в течение десяти лет у нас изменилась бы ситуация со сценариями. Я не против молодых, они есть, должны быть и, безусловно, будут. Но если говорить всерьез, то сегодняшнему кино не хватает взрослого взгляда на жизнь.


Алексей Учитель, режиссер, продюсер, гендиректор ТПО «РОК»:

— Сегодня среди молодых сценаристов очень мало ремесленников в хорошем смысле слова, тех, кто умеет писать сценарии жанрового кино, крепкого, индустриального. Конечно, открытия есть, но их недостаточно. К тому же многие способные авторы сейчас сразу попадают в сериальные жернова. Кинематограф в таком случае, как правило, теряет квалифицированных талантливых людей. Еще одна проблема в том, что очень интересные сценаристы уходят в режиссуру. Со мной это произошло дважды: Дуня Смирнова и Александр Миндадзе — два очень хороших сценариста — начали снимать самостоятельно.

Кинозрителя мы теряем в том числе и потому, что он не имеет информации об отечественных новинках. У нас довольно значительные суммы идут на производство, однако при этом господдержка фильмов в прокате ничтожна. Существуют картины, вообще не имеющие бюджета для продвижения. Формально деньги выделяются, но их слишком мало.

Кроме того, считаю, нашему кино нужно двигаться в сторону совместного производства. Весь мир давно так делает, в европейских кинопроектах, как правило, участвуют 4–5 стран. Одно время этим вопросом у нас занимались довольно активно, но потом процесс приостановился, и совершенно напрасно. Например, сейчас я собираюсь запустить проект «Цой», в съемках будут участвовать также Латвия и Литва. Мы подаем документы в европейский фонд поддержки совместного кинопроизводства и проката «Евримаж», Россия состоит в нем уже несколько лет. Сегодня там не только европейские страны, но и Канада, и Аргентина. Все участники платят взносы, и четыре раза в год фонд выделяет деньги на кинопроект, который должны выдвинуть не менее трех стран.


Фото на анонсе: Наталия Губернаторова