Курильский консенсус

Екатерина САЖНЕВА

07.02.2019

Будущее южной части Курильской гряды остается в центре пристального внимания широкой общественности. В конце января состоялся очередной раунд российско-японских переговоров на высшем уровне. В Токио не скрывали, что ждут «прорыва». Прорыва не произошло, позиция России неизменна: сначала подписание мирного договора, официально закрепляющего существующие границы, и только потом все остальные вопросы. Между тем традиционно 7 февраля в Японии отмечается «день северных территорий». О возможных вариантах развития событий «Культуре» рассказал видный японист, доктор исторических наук, профессор Института стран Востока Анатолий КОШКИН.

культура: Седьмого февраля японские националисты вновь по своей многолетней традиции пикетировали посольство РФ, требуя вернуть так называемые «северные территории»...
Кошкин: Ну, во-первых, никаких «северных территорий» не существует. Этот термин японцы придумали в 60-е годы, чтобы обойти отказ от прав, правооснований и претензий на Курилы, который был официально зафиксирован в Сан-Францисском мирном договоре 1951 года. Документ подписали 48 государств. По ряду причин Советский Союз его не подписал, сочтя сепаратным, но тем не менее с этого момента любые территориальные требования к нам со стороны Токио незаконны. Уже после ратификации договора парламент Японии единогласно принял резолюцию по возвращению утраченных в результате войны территорий. Их перечень возглавили Окинава и архипелаг Рюкю, оккупированные американцами. В списке числились и уже вошедшие в состав СССР Шикотан и архипелаг мелких островов Плоские (Хабомаи). Претензий на остальную часть Большой Курильской гряды японцы тогда не выдвигали. Ключевая разница между Окинавой, всеми Рюкю и Южными Курилами заключается в том, что со времен Екатерины II последние официально входили в состав Российской империи по праву открытия и освоения, а к Окинаве американцы исторически никакого отношения не имели, они ее просто захватили в 1945 году.

культура: То есть это не легенда, что русские устанавливали на Курилах свои пограничные столбы еще в XVIII веке?
Кошкин: Это исторический факт. Как и то, что впоследствии японцы пытались занять Южные Курилы, скидывая столбы русских. Именно так, силой, проходило утверждение японцев на землях, которые они сейчас, вопреки истории и логике, называют «исконными».

культура: «День северных территорий» практически совпадает с годовщиной начала Русско-японской войны 1904–1905 годов, которую Россия проиграла. Не странно ли?
Кошкин: Непосредственной связи между этими событиями нет. 7 февраля 1855 года — это дата, когда вице-адмирал Евфимий Путятин подписал Симодский трактат — первое русско-японское дипломатическое соглашение о торговле и границах. Царский посланник пошел тогда на уступку Итурупа, Кунашира, Шикотана и группы островов Хабомаи. То есть Россия, исключительно ради установления добрососедских контактов с Японией, пожертвовала последней некоторые свои земли, давно уже освоенные и включенные в состав нашего государства.

культура: Вашингтон рассматривает Окинаву как важнейшую морскую базу. Причем на американцев там не распространяется японская юрисдикция: преступления в отношении местных жителей, в том числе тяжкие — изнасилования и убийства, остаются безнаказанными. Почему японцы терпят такие унижения от США?
Кошкин: Дело в том, что семь послевоенных десятилетий американцы использовали всю мощь своей пропаганды, выставляя себя защитниками японцев от «экспансии коммунизма». Для этого многие факты просто замалчиваются, кстати, и по сей день. Если вы попадете в музей атомной бомбардировки в Хиросиме, то увидите массу документов и материалов, макетов, восковых фигур жертв, но так и не поймете, кто, собственно, виноват в трагедии. Я был на церемонии поминовения, когда отмечалось 70-летие тех страшных событий. В речах премьер-министра, мэра Хиросимы, других официальных лиц не только обвинений, но и вообще упоминания Соединенных Штатов не прозвучало ни разу. Мало того, в школьных учебниках пишется буквально следующее: «9 августа 1945 года в нарушение пакта о нейтралитете Советский Союз напал на Японию». И тут же, без перехода — «в этот же день на Нагасаки была сброшена атомная бомба». Вот и получается, что со школьных лет японцы связывают эти события воедино.

культура: Можно ли было в 1945-м не вступать в войну с Японией, раз в итоге мы и оказались крайними?
Кошкин: Скажу больше, японцы вели активную дипломатическую деятельность, пытаясь удержать СССР от решительных шагов, заинтересовав Сталина серьезными уступками. Об этом не многие знают, но среди них было и возвращение нашей стране Южного Сахалина и Курильских островов. Однако генералиссимус считал, что должен выполнить обещание, данное в Ялте англичанам и американцам. Вместе с тем он преследовал и геополитические интересы СССР — нельзя было дать Китаю стать проамериканским, требовалось не допустить создания по периметру нашей границы военных баз США. А такие планы у Вашингтона имелись.

культура: То есть не стоит ждать, что в случае гипотетического возвращения нашим соседям «северных территорий» США тут же свернут военное присутствие в Японии?
Кошкин: Конечно, нет. Этому верят только очень наивные люди. Холодная война и не прекращалась — и Курилы обеспечивают безопасность наших рубежей. Если их отдать, Америка сможет контролировать вход российских атомных подлодок в Мировой океан. Ибо именно проливы между «спорными» островами наиболее приспособлены для прохода — они глубоководные и не замерзают зимой, весь этот район имеет глобальное военно-стратегическое значение.

культура: Хотя еще Хрущев предлагал все же передать Японии Шикотан и Хабомаи...
Кошкин: Существует секретная инструкция МИД Японии № 16 для делегации на советско-японских переговорах в Лондоне в 1955 году. В ней было рекомендовано ставить вопросы о возвращении Курил поэтапно: сначала потребовать все Курилы до Камчатки и Южного Сахалина, затем, когда русские откажутся, просить четыре острова, а конечная цель — получить хотя бы два: Шикотан и Хабомаи. Тогдашний премьер Итиро Хатояма, стремясь обойти тот же Сан-Францисский договор, рассматривал эти два острова не как Курильские, а как «продолжение Хоккайдо».

культура: В Советско-японской совместной Декларации 1956 года, официально прекратившей состояние войны между нашими странами, тоже говорится о возвращении Хабомаи и Шикотана?
Кошкин: Хрущев сначала предложил эти острова японцам как жест доброй воли, кстати, ни с кем не согласовывая, волюнтаристски, понадеявшись, что в обмен в Токио ослабят связи с Вашингтоном. Однако вместо мирного договора с СССР японское правительство 19 января 1960-го подписало с США так называемый «Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности». Согласно документу пребывание американских баз и вооруженных сил на японской территории закреплялось на длительный период. Поэтому 27 января 1960 года прозвучало ответное заявление советского правительства о том, что только при условии вывода всех иностранных войск и подписании с СССР мирного договора Японии будут переданы два острова, как предусматривалось Совместной декларацией. Соглашения с нами японцы грубо нарушили и тем, что произвольно распространили свои требования на острова Большой Курильской гряды. В конце концов 22 апреля 1960 года Москва сделала официальное заявление, что «территориальный вопрос между СССР и Японией решен и закреплен соответствующими соглашениями, которые должны соблюдаться».

культура: Некоторые «оптимисты» утверждают, что в случае передачи островов Японии местные жители получат гражданство, высокооплачиваемую работу, огромные пенсии и пособия...
Кошкин: Получить гражданство Японии иностранцу крайне сложно. Здесь одно из самых строгих в мире миграционных законодательств. В лучшем случае курильчане превратились бы в неграждан, наподобие этнических русских в Прибалтике, со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями. Им пришлось бы либо навсегда уехать, либо смириться с положением людей «второго сорта». Кстати, сами японцы не очень-то заинтересованы перебираться на Курилы. Даже на Хоккайдо, втором по величине острове Японии, проживает всего пять миллионов человек, причем численность населения не увеличивается. Там суровый климат и нелегкие условия для жизни. Острова японцам в первую очередь необходимы из-за колоссальных запасов биоресурсов в прибрежных водах.

культура: На Итурупе находится и богатейшее в России месторождение рения — крайне редкого и дорогого металла, который используется в нефтеперерабатывающей и ядерной промышленности, в авиастроении.
Кошкин: И не только рений. На островах уже сейчас разведаны немалые и весьма ценные природные ископаемые. Это отнюдь не «четыре скалы в море», как некоторые имеют наглость голословно писать о Курилах, а настоящие острова сокровищ.

культура: В отличие от Японии, где «день северных территорий» существует как государственный с 1981 года, у нас до начала перестройки тема передачи Курил не поднималась.
Кошкин: Японцы прекрасно понимали всю тщетность своих усилий, пока не появился Горбачев. Он посчитал, что СССР должен пойти на территориальные уступки, а в ответ ждал финансовой помощи от Японии. Ельцин тоже об этом думал... Впрочем, несмотря на то, что Ельцина изо всех сил подталкивали к передаче четырех островов, он сумел вовремя остановиться. Напомню его знаменитую фразу, сказанную в 1993-м в ходе визита в Токио: «Из Японии я уеду под аплодисменты, а в Россию меня не пустят». И это соответствовало действительности.

культура: Соцопросы показывают, что и сегодня большинство россиян против передачи Курил...
Кошкин: Курилы принадлежат всему нашему народу. Поэтому разумным шагом станет проведение референдума. На основании его результатов можно решать дальнейшую судьбу островов.

культура: Как Вы думаете, чем вызвана очередная волна интереса к данной теме среди японского истеблишмента: послужило ли толчком высказывание Сергея Лаврова о том, что РФ готова обсуждать территориальный вопрос при условии признания Японией итогов Второй мировой и суверенитета России над Южными Курилами?
Кошкин: Президент Путин никогда и не отказывался решить проблему островов на основе «хрущевского компромисса». То есть им — Хабомаи и Шикотан, нам — Итуруп и Кунашир. При обязательном условии полной демилитаризации Курил. Но на это японцы едва ли отважатся. Да и без учета мнения Вашингтона они не обойдутся. Не надо забывать, что Япония в военно-политическом плане является протекторатом США.

культура: Синдзо Абэ поклялся над могилой отца, что вернет Курилы. Его разочарование по итогам последних переговоров с Путиным 22 января смогли запечатлеть даже телекамеры. Территориальный вопрос, как отметили журналисты, обсуждался уже под занавес трехчасовой встречи и как-то мимоходом...
Кошкин: Что касается клятвы Абэ, то подобный перформанс едва ли понравился его соотечественникам, ибо он противоречит японскому менталитету. Если премьер хотел дать своеобразный обет на могиле отца, то стоило делать это в тиши и, уж конечно, без телевидения. Лично я считаю политическое будущее Абэ незавидным — своих широко заявленных народу целей на российском направлении он, скорее всего, не добьется.


Фото на анонсе: Андрей Шапран/РИА Новости