Быстрее, дешевле, качественнее

Ольга ВИТРЕ

08.02.2019

5 февраля Комитет Госдумы по культуре утвердил заключение на законопроект, вносящий изменения в 44-ФЗ. Эти буквы и цифры не слишком знакомы широкой общественности, но их, без сомнения, знает каждый, кто занимается организацией контрактов и закупок в государственных и муниципальных учреждениях. Недоработки этого документа могут обойтись отечественной культуре очень дорого: утраченными шедеврами и сорванными постановками.

О необходимости изменения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для учреждений культуры говорили давно и много. По итогам заседания Совета при президенте РФ по культуре и искусству в декабре 2017-го было дано поручение главы государства о разработке законопроекта, «смягчающего» существующую систему с учетом «особенностей деятельности организаций культуры и искусства».

— Прошу уже сейчас решить наиболее острый, чувствительный для творческих коллективов и творческих деятелей вопрос, а именно — внести ряд правок в закон о контрактной системе», — сказал тогда Владимир Путин.

Президент отметил, что действующий 44-ФЗ «далеко не всегда учитывает специфику сферы культуры, ставит работающих здесь людей порой в двусмысленное положение».

— В его корректировке, в установке понятных, логичных и прозрачных правил финансово-хозяйственной деятельности творческих организаций заинтересованы, безусловно, все: и представители культурного сообщества, и государство, — подчеркнул Владимир Путин.

В минувшем ноябре необходимость облегчения закупок для учреждений отрасли на площадке думского Комитета по культуре обсудили те, кто непосредственно работает по данным правилам: директора столичных театров, музеев, концертных залов.

Расходы на обслуживание процедур, предусмотренных 44-ФЗ, превышают экономию от него, объяснил коллегам директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок.

— У нас экономия по госзакупкам составила 1 миллион 114 тысяч. Кажется, закон работает. Здорово! Теперь мы смотрим, сколько потратили на организацию по проведению торгов — 160 тысяч. Остается экономия 954 тысячи рублей. Теперь посмотрим фонд оплаты труда... Два юриста за год — 2,7 млн рублей. Плюс начисления во внебюджетные фонды. 3,5 млн бюджетных средств театр тратит на обслуживание этого закона, — поделился Крок.

Но дело не только в экономии. Беда в том, что произведения искусства покупаются, подобно мылу и бумаге. И чтобы ввести, к примеру, нового актера перед спектаклем — руководители театра должны в установленные сроки провести тендер, конкурс и выбрать не того, кто нужен, а того, кто дешевле.  

В разработанный Комитетом Госдумы по культуре законопроект вошли предложения по урегулированию наиболее острых проблем — в конце декабря 2018-го документ был внесен в нижнюю палату парламента.

— Это масштабная и амбициозная инициатива, — отметила на заседании председатель думского Комитета по культуре Елена Ямпольская. — Надеюсь, что в итоге нас поддержат и в правительстве, и в Администрации президента. Советник главы государства по культуре Владимир Ильич Толстой принимал активнейшее участие в разработке законопроекта. Директора театров, музеев ждут, постоянно переспрашивают: как дела, когда можно ждать первого чтения? Проблем с 44-ФЗ и претензий к нему у творческих людей накопилась масса.

— Если задуманное удастся довести до конца, в историю русской культуры мы войдем всем комитетом, — пошутила Ямпольская.

Какова доля правды в этой шутке? Что предлагают изменить авторы законопроекта?

Исключения из «национального режима»

Закон обязывает заказчика при проведении закупок применять «национальный режим». Это значит, что товарам российского производителя в ряде случаев отдается большее предпочтение, нежели такой же зарубежной продукции. При этом в законе прописаны как прямые запреты на покупку «импорта», так и ограничения и преференции.

Комитет Госдумы по культуре предложил ограничить действие «национального режима» при закупках в некоторых видах культурной деятельности. К примеру, при организации выставок, ряда мероприятий, кинопоказов, для сохранения объектов культурного наследия и т. п. Объяснение простое: часть специализированного оборудования не имеет полноценных российских аналогов. Инициаторы законопроекта указывают, что удобнее всего в сфере культуры закупать продукцию у единственного поставщика, и предлагают расширить перечень оснований для таких контрактов. Яркая иллюстрация необходимости такого подхода — закупка музыкальных инструментов для оркестров.

«Музыкальные инструменты, изготовленные одним производителем, обеспечивают лучший ансамбль, слаженность и однородность звучания. От этого зависит качество игры оркестра, поэтому в лучших симфонических оркестрах мира используются инструменты определенной системы, принадлежащие одному изготовителю», — указывают авторы.

Комитет Госдумы по культуре предлагает пересмотреть и увеличить денежные лимиты для заключения контрактов с единым поставщиком.


Не планировать закупки на три года вперед

Учреждениям культуры хотят разрешить не планировать закупки. «На год или на три года вперед расписать в подробностях все постановки в театре невозможно, так как это — творческий процесс», — считают авторы и напоминают, что творческий замысел режиссера порой меняется в считанные дни.


Запретить субподряды

Музеям, архивам, библиотекам предлагают предоставить «право вето» на субподряды. Учреждения культуры смогут запрещать победителям конкурсов передавать выигранные контракты другим исполнителям.

«Данные изменения позволят учесть специфику закупок в сфере культуры (например, при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций и других), повысить ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность осуществления закупок», — говорится в заключении комитета.


Не обосновывать цену на «искусство»

Законопроект разрешает заказчикам не обосновывать невозможность проведения конкурса при закупке культурных ценностей или произведений определенных авторов, а также цену и условия контрактов с конкретными артистами, режиссерами, художниками, композиторами на создание произведения или его публичное исполнение.

Кроме того, предлагается защитить персональные данные деятелей искусства и не размещать их при конкурсных процедурах в Единой информационной системе.

В комитете подчеркивают, что в целом предлагаемый законопроект не выводит сферу культуры из-под действия 44-ФЗ. Организации по-прежнему будут заключать контракты, вести документацию, проводить необходимые процедуры, но — с небольшими послаблениями.

Директор нормативно-правового департамента Минкультуры РФ Наталья Ромашова отметила, что в ведомство, ответственное за подготовку отзыва правительства на законопроект, уже поступили заключения Минэкономразвития и Минюста. В первом не поддерживают законопроект, также много замечаний и у представителей юстиции. Кроме того, свое слово должен сказать еще и Минфин.

— Мы не ждали поддержки на этой стадии, но хочу напомнить, что было поручение президента РФ, — отреагировала Елена Ямпольская.

А первый зампред комитета Александр Шолохов напомнил, что только за предыдущую сессию было принято восемь изменений в закон о закупках «по поводу оборонки, по поводу СМИ, наших учреждений, работающих за рубежом».

— Я выписал цитату из аргументации поправок к 44-ФЗ, которые мы принимали года полтора назад: «Нужно сделать быстро, дешевле и качественнее». Это лежало в документах у нас на столах. Нам тоже надо в культуре — сделать быстрее, дешевле и качественнее, — сказал Шолохов.

Основным исполнителем по данному законопроекту назначен Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Там еще предстоит выработать позицию. А пока Комитет по культуре направил коллегам свое заключение. Разумеется, положительное.

— За нами стоит огромное количество творческих людей, которые не могут нормально жить и работать при нынешней системе госзакупок, и это признано на уровне президента страны, — подвела итог обсуждения Елена Ямпольская. — У коллег из Минэкономразвития, из Минфина такая работа — быть против. А наша работа — быть за. За всю отечественную культуру. Обещаю, что мы не отступимся и будем биться до конца.