Буквы детям не игрушка?

Юлия ГОНЧАРОВА

28.11.2013

В России принят новый стандарт дошкольного образования. Эксперты пришли к выводу, что малышей перегружают знаниями. Теперь в детских садах уже не будут учить детишек читать, а родителям порекомендуют не торопиться с этим и дома. 

Любой родитель хочет, чтобы его сын или дочка росли умными, талантливыми, всесторонне развитыми. Прилавки книжных магазинов пестрят букварями и азбуками, обещающими научить кроху читать буквально с пеленок. Мы выбираем детский сад не тот, что ближе к дому, а тот, где хорошо готовят к школе. Но специалисты считают, что этим мы вредим и детям, и себе: не может 4-5-летний ребенок даже двадцать минут спокойно сидеть на занятии — это его возрастная особенность. 

Принятый федеральный образовательный стандарт должен указать  педагогам и родителям правильный путь. Эксперты встретили его с одобрением.

— Раннее, с трех-четырех лет, обучение чтению и письму вредно для ребенка, — отмечает директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования (РАО) Татьяна Волосовец. — При этом страдает и физическое, и психическое здоровье. Кроме того, когда ребенка из-под палки заставляют учиться, уничтожается мотивация к учебе. Он ничего уже не хочет. 

— По нормам ВОЗ, сверхраннее обучение можно отнести к насилию над детьми, — вторит ей директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. — Надо начинать с воспитания родителей. Это они хотят, чтобы ребенок, у которого еще не сформирована речь, учил иностранный язык. 

По словам Безруких, причина родительского желания напичкать ребенка знаниями основана на мифе, что современные дети намного умнее, чем двадцать-тридцать лет назад. Но проведенное недавно крупномасштабное исследование, охватившее более 60 тысяч дошкольников в 15 регионах России, показало, что свыше чем у 40% ребят к 6-7 годам не сформирована речь, а у 30-35 % первоклашек не разработаны мелкая моторика и зрительно-пространственное восприятие. Такие же показатели были и двадцать лет назад — так что ничего не изменилось. 

Как считают физиологи, выводить «письменные» буквы для ребенка до 6 лет — вещь недоступная. Еще не сформирован механизм нервно-мышечной регуляции, нет координации тонких графических движений. Школьники, которые не хотят и не любят читать и писать, — это те самые дети, которых учили неправильно и невовремя.

Но как быть с теми, кто сам тянется к чтению, «тычет в книжку пальчик»?

— Замечательно, если ребенок функционально готов — тогда он будет читать, невзирая на ваши разрешения и требования, — объясняет Безруких. — Я бы хотела всем рекомендовать старую книгу педагога Елизаветы Водовозовой «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста», в ней — весь опыт, накопленный русскими и зарубежными исследователями к началу прошлого века. «Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными», говорится в ней. Это значит — так организовать их жизнь, чтобы она помогала развитию.

По мнению экспертов, именно раннее и форсированное обучение чтению привело к падению интереса к литературе. В стандарте образования сказано: «Каждый ребенок должен читать в свойственном ему темпе». Скорость восприятия ограничивается 80 словами в минуту, однако в  начальной школе уже сейчас требуют «гнать» до 120–150 слов. Только у нас в стране есть термин «угадывающее чтение», когда ребенок по первым буквам должен домысливать слово. В результате многие дети читают быстро, но смысла прочитанного не понимают.

Стандарт дошкольного образования нацелен на общее развитие личности ребенка, заверила Татьяна Волосовец. На то, чтобы вырос он добрым, внимательным к окружающему миру, ласковым со своими родителями, чтобы был хорошим собеседником, мог внятно общаться с друзьями и взрослыми. При этом жестких планов обучения у детсадовских педагогов не будет. 

— Например, в Финляндии, чье образование признано лучшим в мире, в дошкольном возрасте категорически запрещено учить детей грамоте, — рассказала гендиректор издательства «Мозаика-синтез» Альфия Дорофеева. — Но педагоги поддерживают в них интерес и мотивацию к обучению, познанию чего-то нового. Новые стандарты позволят и нашим воспитателям двигаться в этом направлении, дадут им большую свободу для творчества.

Правда непонятно, кто будет работать по этому стандарту. Сегодня в магистратуру педагогического института может прийти кто угодно: экономист, строитель, архитектор. И за два года он получит диплом магистра педагогики. А уж в детский сад идут люди вообще без профильного и даже без высшего образования. 


Людмила КУПРИЯНОВА, завуч московской гимназии №1515, отличник народного просвещения:

— Новый образовательный стандарт урезает и без того сокращенные часы изучения литературы в школе. Мы, учителя-словесники, считаем, что это в корне неправильный подход. Например, сегодня в обязательной программе из всего Островского осталась только «Гроза». За учебный год в 11 классе, а это три академических часа в неделю, надо изучить весь ХХ век, начиная с Чехова. И желательно, начало ХХI века. При этом Пастернака в программе нет вообще. Три урока отводится на «Тихий Дон». Как можно изучить этот роман за два с небольшим часа? Подразумевается, что дети прочтут его дома, но они это не делают, поэтому и в классе нечего обсуждать. Так, пробегаем по верхам. Когда был обязательный экзамен по литературе, школьники все-таки читали, волей-неволей. А теперь год от года детей, берущих в руки книгу, становится все меньше. Поэтому, я считаю, итоговое сочинение должно быть обязательно!