Когда у стен есть ушки

Екатерина САЖНЕВА, Москва — ​Миасс

09.01.2018

5 января в Миассе открыли памятник пельменю. На композиции, созданной скульптором Александром Евстроповым, изображен бородатый купец, сидящий за столом, на котором лежит огромный пельмень. Надпись на скатерти гласит: «Большому пельменю и рот рад». Необычный монумент появился возле Дома купца Смирнова, где уже несколько лет действует единственный в России музей этого блюда.

Конечно, пельмени любимы во всем мире. Наверное, нет на Земле ни одной страны, где бы не существовало своей разновидности этого кушанья. У итальянцев — ​равиоли, в Индии — ​момо, финны называют свои пельмешки почтительно — ​«ушки богов». А еще есть китайские цзяоцзы, корейские манду, узбекские чучвара, казахские тушпара и гораздо более привычные для русского уха грузинские хинкали и азиатские манты. Музей в Миассе представляет около полусотни видов пухлых конвертиков из теста с начинкой. Каждый образец с уникальной историей. «В Индии, например, мясо не используют. Коровы в этой стране, как известно, животные священные. Поэтому индийцы делают пельмени по-вегетариански с начинкой из фруктов», — ​рассказывает учредитель музея Елена Семенова, знающая о пельменях буквально все.

История музея, расположенного в роскошном особняке на пересечении улиц Пролетарская и Спорта, началась в 2014 году. К тому времени от особняка остались практически развалины. Стены, крыша и межэтажные перекрытия были разрушены. Между тем комплекс был построен в 30-е годы XIX века и принадлежал купцу Смирнову. Часть помещений отводилась под товарные склады. В другой — ​обитала семья владельца. После революции здесь разместился клуб Миасского напилочного завода, а во время Великой Отечественной — ​Васильковская военная авиационная школа. К сожалению, более подробных сведений не имеется. «О нашем здании в его прежнем виде информации сохранилось крайне мало. Что-то есть в архивах Златоуста, но все равно многих интересующих нас деталей явно недостает», — ​вздыхает Елена Николаевна. Впрочем, кое-что узнать все же удалось.

Когда-то Миасс был городом очень богатым. Тут обитали золотопромышленники, которые денег на свои прихоти не жалели, строили питейные заведения, магазины, дома для всевозможных утех. Чтобы уберечься от скандалов, внезапно сбежать из злачного места, владельцы наладили систему тайных подземных ходов, шедших из жилых и торговых строений. Сохранились такие «катакомбы» и под Домом купца Смирнова. Ведут они на ближайшую улицу, но она пока не отреставрирована.

«За этот памятник культуры очень долго никто не хотел браться, — ​говорит Елена Семенова. — ​Зданий, подобных нашему, четыре. Находятся они рядом друг с другом и относятся к единому ансамблю. Все были в плачевном состоянии. Одно из них даже стало валиться на соседнее, так что городским властям пришлось срочно искать «ненормальных», которые бы согласились взяться за восстановление».

Энтузиасты нашлись и не мешкая направились к министру культуры области. А тот сказал, что охранным объектом исторического здания является фасад: «Отреставрируйте его, как полагается, и мы вам за это спасибо скажем».

В первые месяцы ремонта вывезли из подвалов 200 «Уралов» мусора. А потом уже и считать перестали. Отступать было поздно.

Впрочем, не всем миассцам перемены пришлись по нраву. Ходили слухи: «Новые хозяева устроят в особняке очередной торговый центр, а то и дорогой ресторан». Как будто жить посреди свалки и каждодневно смотреть на ребра покореженных стен, шагая мимо них на работу и возвращаясь домой, гораздо комфортнее. «Здесь была обычная помойка. Но мы боролись за каждый исторический кирпич, за каждое перекрытие», — ​улыбается руководитель музея. Так что опасения горожан оказались напрасны. Проект, хотя и осуществлялся на средства частного инвестора, изначально был некоммерческим. При этом надо содержать восстановленные хоромы, топить печи, обустраивать комнаты, встречать гостей. А их здесь бывает немало. «Это поистине волшебное ретро, сохранившее в себе весь дух той эпохи»; «Интересный интерьер, удивительные пельмени и вареники на любой вкус. Есть даже в шампанском»; «Несмотря на то, что был выходной день и экскурсии не проводились, милая девушка закрыла магазинчик и провела нас по прекрасному дому» — ​таковы отзывы благодарных посетителей.

Вдобавок к пельменям и вареникам к вашим услугам — ​мужской салон с шахматами, «магический» кабинет, где современные миасские дамы и барышни гадают на «червонного короля и бубнового валета», детский городок «Лукоморье», ребенок сможет побывать в гостях у Бабы Яги, трех медведей и даже полежать на печи вместо Емели. По праздникам проводятся городские балы и приемы. Старый дом оживает, становится светлым и теплым, как в давние времена.

Из торжественного парадного зала доносится «Собачий вальс». «Это наши ребята готовятся к очередному утреннику», — ​поясняет Елена Семенова, мечтающая обустроить в музее летнюю веранду, чтобы проводить на ней настоящие симфонические концерты.

Уже воскресили традиции русского чаепития с настоящим старинным самоваром. Чай пьют вприкуску, откалывая от сахарной головы. А в пекарне, что у входа, часто в назначенное время нуждающимся раздают бесплатно выпечку: пирожки, пирожные, булочки. «Уже заложен во дворе фруктовый сад, а еще засадили все вокруг тюльпанами. И такая получится красота», — ​поделились планами продавщицы из маленького магазинчика при музее. Тут можно купить чаи из трав и разнообразное варенье — ​есть даже из одуванчиков и сосновых шишек, отведать различную выпечку и, конечно, пельмени. Кроме того, здесь предлагают отведать обед, что подавался в стане самого Ермака.

В кафе проходят мастер-классы для детей. Они учатся готовить пельмени. Узнают, как и когда в просеянную муку добавляются вода и яйцо, как в аккуратный кругляшок теста закладывается самая разная начинка, иногда даже с секретиком. Помните из детства спрятанную в пельмень монетку, которую мы старались отыскать, а обнаружив, загадывали самое заветное желание? Малыши пробуют приготовить четыре вида кушанья из пятидесяти с лишком существующих в мире.

Почему пельмени тут в таком приоритете, хозяйка старого особняка объясняет так: «Они, ни много ни мало, душа дома. Раньше их делали всей семьей, длинными зимними вечерами, под разговоры и песни. Пельмени связывали семью, сплачивали ее». «К нам приезжают иностранцы, китайцы недавно были, индусы. Пробовали лепить наши пельмени, говорили, что у них они вроде бы «так же, да не так». Да и вообще российские все-таки лучше всех», — ​улыбается Елена Николаевна.