Без тормозов

Виктор СОКИРКО

20.11.2013

С начала нынешнего года на дорогах России погибло более 20 000 человек. В большинстве трагедий виновны безбашенные лихачи — те, кто ради впрыска адреналина в кровь напрочь забывает про тормоза. Корреспондент «Культуры» проверил свои нервы в автомобиле с одним из таких уличных гонщиков и попытался понять психологию людей, которые, не задумываясь, разменивают свои и чужие жизни на скорость.


Однажды он снес палатку

Сначала анекдот. По Москве на бешеной скорости мчится Mercedes, не обращающий внимания на светофоры и знаки ограничения скорости. На одном из перекрестков он бьет в задний бампер шикарный BMW, который тут же скрывается с места ДТП. Из «Мерседеса» выходит мужчина и кричит в мобильник: «Парни, теперь Вован водит!» 

Примерно так выглядит одна из самых опасных разновидностей уличных гонок — «Охота на лис». В ней участвует несколько автомобилей (порой более десяти), водители которых по очереди преследуют друг друга — «охотники» гоняются за «лисами». Машин своих не жалеют, несмотря на стоимость, которая начинается от 300–400 тысяч долларов (Lamborghini, Maserati), а даже незначительный ремонт тянет тысяч на 20 (не рублей, конечно).

— Таких сейчас в Москве мало осталось, большей частью это отморозки из числа «золотой молодежи». Лица кавказской национальности тоже погонять любят, но у них свой круг, — рассказывает мой знакомец Дмитрий. Он пригласил меня на одну из популярных в столице тусовок стритрейсеров, дрифтеров и байкеров — смотровую площадку на Воробьевых горах, которая в этой среде называется «Смотр».

Дима как раз дрифтер — это что-то типа элиты. От слова дрифтинг — гоночный термин, обозначающий управляемый занос. Его применяют, чтобы провести машину через поворот, не теряя скорости, и при этом не вылететь с трассы. 

— Проще говоря, это когда задние колеса срываются в занос и автомобиль начинает ехать боком, — поясняет Дмитрий. — А вообще дрифтинг — это искусство! У этого вида гонок немало общего с фигурным катанием. Главное — красота!

И правда, со стороны ночное зрелище смотрится завораживающе. Завывая почти пятьюстами лошадиными силами под капотом, Maserati GranTurismo крутится едва ли не на одном месте, как волчок, покрышки горят нещадно, и дым от них окутывает автомобиль. А вот в салоне начинаешь чувствовать себя уже не очень уютно — как в центрифуге. 

— Мы гонками как таковыми не занимаемся, это скорее искусство вождения автомобиля, умение подчинить его себе, и скорость здесь вторична, — поясняет Дима. — Для гонок лучше отправляться на автодром или на заасфальтированную площадку какого-нибудь пустующего загородного терминала. На «Смотр» мы приезжаем большей частью пообщаться, себя показать, на других посмотреть.

Раньше Дмитрий увлекался именно стритрейсерством — гонял на скорость. Там все проще: две машины, старт и 402 метра впереди до финиша — кто быстрее. Мощность двигателя, конечно, имеет значение, но без водительского мастерства не обойтись — просто вдавить «тапку в пол» мало. Порой неопытные водители на самых крутых импортных тачках уступали на этой дистанции какой-нибудь невзрачной «восьмерке», у которой, правда, был форсированный двигатель и куча иных наворотов.

— 402 метра и 25 сантиметров — четверть английской мили, эта единица измерения применяется и в Штатах, откуда, собственно, и пошло стритрейсерское движение, — поясняет Дима. — Оптимальное расстояние для максимального разгона автомобиля. Могло быть и 400 метров, но сохранили «историческую справедливость».

Дмитрий по молодости давил на газ не только на улице Генерала Дорохова, где одно время проходили заезды стритрейсеров в Москве. Любил проехаться с ветерком при малейшей возможности и однажды на полной скорости, не справившись с управлением, снес торговую палатку. По счастливой случайности буквально за минуту до этого оттуда отлучился продавец — потому и никто не пострадал. После этого случая Дима несколько месяцев не садился за руль, а с гонками по улицам покончил бесповоротно.

Садовое кольцо — за шесть минут

Этот видеоролик пять лет назад стал хитом интернета. Неизвестный лихач несется по Москве со скоростью более 200 километров в час — время предрассветное, и автомобилей на Садовом кольце немного. Видеокамера фиксирует время — от старта до финиша Mercedes преодолевает 15,6 километра всего за шесть минут. Дурной пример заразителен — попытки побить рекорд продолжаются по сей день. И, как утверждает интернет-молва, кому-то удавалось сократить это время едва ли не до пяти минут.

Результат таких гонок плачевен: превышение скорости, выезды на встречную полосу, лобовые столкновения. Как правило, с человеческими жертвами. 

Покорить те самые «шесть минут» пытался два года назад и 28-летний актер Никита Емшанов (сериал «Десантура», х/ф «72 метра»). Его Mercedes состязался с Nissan в районе Садово-Самотечной эстакады. На огромной скорости автомобили столкнулись, и машина, которой управлял Емшанов, вылетела на встречную полосу, где столкнулась с Hyundai. Цена риска — 4 погибших, в том числе и сам актер. 

— Виновники трагедий на дорогах не заслуживают уважения, — категорично говорит «Культуре» известный байкер Хирург, он же Александр Залдостанов. — Я сам люблю, когда ветер в ушах свистит, и уважаю тех, кто совершает рискованные трюки, но не подвергает при этом риску других. Есть немало мест, где можно показать скорость и получить адреналин. Вообще нужно организовывать специальные трассы для гонок, чтобы любой желающий мог попробовать себя в авто- или мотоспорте. Лично я не гонщик: на автомобилях, которые у меня есть, — военный Hummer и «Шишига» («ГАЗ-66») — особо не погоняешь.

Вторит байкеру и один из самых известных в Москве стритрейсеров Эрик Китуашвили: «Состязания нужно устраивать на специальных трассах и на машинах, оборудованных защитой. Когда стритрейсеры начинают гонять по московским улицам, это чревато тяжелыми последствиями не только для них, но и для остальных водителей».

Настоящих буйных много

В Москве и области существует около десятка закрытых рейсерских клубов. Там же любители погонять устраивают свои состязания. Проводить их предпочитают, не привлекая внимания сотрудников ГИБДД, которые, как считают стритрейсеры, способны заформализовать любые гонки. Им же нужен драйв, адреналин, острые ощущения.

Еще в 2007 году ГИБДД решила легализовать своих неугомонных «клиентов» и открыла в Москве две трассы для проведения соревнований по дрэгрейсингу (самому безопасному виду гонок) — в Сокольниках и на аэродроме «Тушино». От Сокольников пришлось отказаться практически сразу, так как на первый же заезд из ожидавшихся 3000 зрителей не пришло и трети. Не особо прижились заезды и в Тушино, а идея создать под патронажем ГИБДД «молодежные клубы гонщиков» вообще с треском провалилась.

Более удачным оказался подмосковный чемпионат Drag Masters, который был проведен летом 2008 года в Домодедовском районе тремя автомобильными клубами. Чемпионат прошел удачно, собралось много скоростных автомобилей. Благодаря большому интересу, проявленному со стороны зрителей и участников, было принято решение  проводить чемпионат ежегодно. Финал нынешнего, в котором участвовали и московские клубы, состоялся 12 октября и собрал немало зрителей.

— Вообще бум на ночные гонки постепенно спадает, — говорит «Культуре» замначальника ГИБДД Московской области Николай Арнаутов. — Их пик пришелся на 2000–2010 годы, когда едва ли не каждый третий автомобиль имел элемент стритрейсеровского украшения — флажок в шашечку или соответствующую надпись. Конечно, и наша инспекция постаралась, чтобы гонщики не подвергали других людей опасности и не создавали проблем остальным участникам движения. Сыграли свою роль и так называемые «лежачие полицейские», установленные на дорогах в жилых кварталах.

Гораздо больше проблем на дорогах, считает Арнаутов, не от тех, кто организует заезды (как правило, в ночное время и на малооживленных трассах), а от агрессивных водителей, которых на дорогах становится все больше. 

С этим утверждением нельзя не согласиться — хамов за рулем предостаточно. Тех, кто перестраивается без включения «поворотника», подрезает, резко тормозит после обгона, беспричинно сигналит. И вот парадокс — по действующим правилам все эти деяния не наказываются, а при разборе ДТП всегда виноват тот, кто сзади, и у кого помеха справа. И что с этим делать? Как оправдываться, когда тебя просто поставили в безвыходное положение, при котором нельзя уже избежать столкновения?

— Да ничего с этим не сделаешь! — говорит «Культуре» глава московской Коллегии правовой защиты Виктор Травин. — Можно придумать очередную формулировку под названием «агрессивное вождение», но четких критериев этого термина нет. Вот насчитали их 200, а можно и 300 придумать. Кто будет оценивать? Сотрудник ГИБДД — ехать за потенциальным нарушителем и фиксировать его поведение на видеокамеру? Надо не придумывать новое, а лишь научиться применять существующие нормы ПДД. А вообще нужно делать что-то с народом, со страной. Хамство на дороге не из-за того, что человек становится нервным, как только садится за руль. Он просто по жизни такой.

Не валяют дурака в Америке

Звонок другу помогает не только в игре «Кто хочет стать миллионером?». Чтобы узнать, как обстоят дела, например, в США (на сериале «Форсаж» выросли все российские уличные гонщики), набираю телефон находящегося сейчас в Америке автомобильного журналиста Алексея Гусева. Примечательно, что зародившихся в Штатах стритрейсеров сейчас там уже нет. 

— То ли они так маскируются, то ли полиция жестко их контролирует, —  говорит Алексей. — Еще несколько лет назад полиция города Онтарио в штате Калифорния приняла решение об уничтожении автомобилей, которые участвовали в нелегальных гонках. Их просто пускали под пресс. 

По словам нашего коллеги, в последние годы американские водители предпочитают не нарушать правила, в том числе и скоростной режим. Санкции суровые: серьезные штрафы, лишение прав, а при злостных нарушениях — даже возможность оказаться за решеткой. А чего удивляться, если даже за выброшенный в окно окурок можно выложить 3000 долларов. Сел пьяным за руль — кутузка на полгода обеспечена. При этом полицейские не сидят в засаде, как наши гаишники, но могут несколько миль проехать за вызвавшим подозрение водителем и остановить его лишь в том случае, если он все-таки нарушит правила. 

— Американцы ушли в интернет-гонки, которые по уровню эмоций не уступают уличным и к тому же не требуют особых финансовых затрат, — рассказывает Алексей. — Жуй гамбургер и управляй на скорости 200–220 километров хоть болидом, хоть спорткаром. И никаких проблем с полицией.

К слову, в последнее время в мир виртуальных гонок перешли и многие российские стритрейсеры — просиживают ночами за экранами мониторов. Впрочем, в отличие от своих американских коллег они все-таки возвращаются в реальность и выезжают на улицы Москвы. Упаси Бог от встречи с ними. 


Нет нарушений — меньше налог

Возможно, в скором времени дисциплинированных водителей начнут поощрять рублем. С такой инициативой выступил депутат Госдумы Александр Васильев. Для автолюбителей, не имеющих нарушений в течение трех и более лет, базу для подоходного налога предлагается снизить на четверть. Тем, кто продержался без нарушений два года, депутаты готовы предоставить вычет на 20%, а за аккуратную езду в течение года награда поменьше — 15%. Претендовать на получение скидки смогут либо собственники автомобиля, либо граждане, работающие водителями. Подтвердить отсутствие нарушений можно будет, предоставив в налоговую инспекцию соответствующие справки из ГИБДД и страховых компаний. С одной стороны, подобное нововведение будет стимулировать водителей к аккуратному вождению и, вероятно, снизит аварийность на дорогах. Но есть здесь и обратная сторона медали: региональные бюджеты потеряют значительные суммы налоговых поступлений.


Там, где можно погонять

Многие автовладельцы мечтают прокатиться на максимальной скорости, чтобы испытать свою машину и получить дозу адреналина. На дорогах общего пользования такого не сделаешь. Для этого существуют специализированные трассы. Плати 1000–2500 за 20 минут езды — и ты гонщик. Вот список трасс в Москве и ее окрестностях.

Тушинский аэродром. Длина трека составляет 2500 м. Погонять здесь можно в рамках тренировочных сессий автоклубов, по программе занятий школ водительского мастерства или просто «самоходом».

Аэродром «Мячково». Находится в 16 км от Москвы по Новорязанскому шоссе. Длина трека с 17 поворотами — 3275 м. Поучаствовать в заездах можно в рамках тренировочных сессий автоклубов, занятий школ водительского мастерства или участвуя в чемпионатах RHHCC или Maxpowercars.

Автодром «Лидер». Находится на 41-м км федерального шоссе «Москва — Тула» (М2). Длина трека — 1153 метра. Эта трасса идеально подходит для новичков. 

АСК «Нижегородское кольцо». Находится  в 22 км от Нижнего Новгорода. При трассе работает школа водительского мастерства. 

«Смоленское кольцо». Находится в поселке Верхнеднепровский. Длина трека —  3357 метров. Трек имеет 13 поворотов.