Шоковая терапия

Августин СЕВЕРИН

10.02.2017

Подробности крупных хищений, совершенных прежним руководством Российского авторского общества, были обнародованы в среду, 8 февраля. Как следует из материалов аудиторской проверки, с помощью нелегальных схем из бюджета РАО выводились сотни миллионов рублей.

Важный момент: заседание Авторского совета, на котором прозвучали эти данные, проходило в расширенном виде — помимо действующих членов участвовал и прежний состав. До недавнего времени оба совета действовали одновременно, параллельно, причем каждый считал себя единственно легитимным.

Напомним, правоохранители начали проверку финансово-хозяйственной деятельности аппарата РАО в 2015 году. В минувшем июне гендиректора общества Сергея Федотова заключили под стражу по статье о мошенничестве в особо крупных размерах. Врио генерального оказалась его мать Вера Федотова, ранее — первый заместитель. Вскоре недовольные менеджерами авторы, чьи права призвано защищать РАО, созвали внеочередную конференцию. Были избраны новый состав Авторского совета и новый гендиректор. Им стал Максим Дмитриев — основатель и руководитель Первого музыкального издательства. 

Прежнее правление не признало решений и попыталось оспорить их в суде. В тяжбу вовлекли главу старого Авторского совета Игоря Матвиенко, других известных деятелей культуры. Многие были введены в заблуждение командой Веры Федотовой и обвиняли законно избранное на конференции руководство в попытке рейдерского захвата.

— Членов предыдущего Авторского совета просто использовали, — подчеркнул Максим Дмитриев. — После сегодняшнего заседания они подошли ко мне, практически каждый со словами «я в шоке».

По свидетельству президента Авторского совета Игоря Бутмана, услышанное поразило даже представителей нового совета, изначально подозревавших прежнее руководство РАО в финансовой нечистоплотности. «Мы ожидали нарушений, но нас удивило то, что удалось обнаружить всего за месяц, — поддержал коллегу член совета поэт Александр Вулых. — Масштабы хищений огромны, способы — наглые и неприкрытые».

К ревизии приступили лишь в конце прошлого года: после завершения судебных разбирательств в Едином государственном реестре юридических лиц появилась запись о том, что гендиректором РАО является Максим Дмитриев. Старое руководство, однако, вплоть до 29 декабря контролировало все финансовые потоки, что крайне негативно сказалось на бюджете организации.

— Если бы сразу после конференции нам позволили приступить к своим обязанностям, то сохранилось бы несколько сотен миллионов рублей, — заверил Максим Дмитриев. — Перечисление денег шло на адреса фирм-однодневок или компаний, которые оказывали услуги, как правило, в области пиара, рекламы, информационного сопровождения. Последняя транзакция состоялась 23 декабря, это сумма в десятки миллионов рублей.

Проверка стартовала в январе, ее проводила независимая аудиторская компания FBК Grant Thornton. Большое недоумение вызвали огромные средства, израсходованные на содержание аппарата и другие хозяйственные нужды. Штат был непомерно раздут, в нем числилось немало «мертвых душ», некоторых до сих пор не разыскали.

— На обеспечение собственной деятельности РАО потратило более миллиарда рублей, — рассказал новый гендиректор. — К сегодняшнему дню проанализирована четвертая часть суммы, и к 70–80 процентам платежей у аудиторов есть вопросы.

Отдельная тема — программное обеспечение (ПО) для учета и распределения авторских вознаграждений. Нужно точно знать, какие суммы и за что перечисляют пользователи, сколько и за какие произведения получают авторы, что идет на содержание общества. По документам это ПО готово, деньги, и немалые, за него уплачены, а по факту — его нет. Неудивительно: при существовавшей системе сбора авторских отчислений в программе перераспределения не было особой необходимости. Дело в том, что пользователи отчитывались только за 10 процентов денег, которые переводили в РАО. В идеале в отчете, если речь идет, к примеру, о радиостанции, должно быть указано, какие песни прозвучали в эфире, сколько раз. Это позволяет определить долю авторских отчислений для каждого из правообладателей музыкальных произведений: поэтов, композиторов, исполнителей. И создать четкую схему распределения. До последнего времени она была иной — половина гонорарного фонда распределялась в зависимости от рейтингов, принципы составления которых остаются загадкой.

— Авторы никому не известных композиций получали по нескольку миллионов в год, — поясняет Игорь Бутман. — В то же время рейтинги музыкантов, которых мы все знаем, это Кузьмин, Лагутенко, Меладзе, братья Кристовские, Стас Михайлов, были почему-то низкими, в результате им выплачивались мизерные гонорары.

Деньги, судя по всему, уходили и в адрес подставных правообладателей — среди них абсолютно таинственные персоны.

— Есть некий правообладатель, на него записано примерно 70 произведений, в том числе исполняемые песни, а кто это — загадка, — разводит руками гендиректор. — Его никто не видел, нет никаких контактов, но ему начислены десятки миллионов рублей. Это при том, что я по пальцам могу пересчитать авторов, которые получают такие суммы, их имена известны всем.

По словам Максима Дмитриева, запустить отлаженную автоматическую систему перераспределения средств удастся не раньше осени текущего года. До этого времени нужно добиться, чтобы все пользователи предоставляли отчеты, которые можно будет занести в единую базу.

— Каждый правообладатель должен иметь возможность узнать, почему он за определенный период времени получил ту или иную сумму, где и когда исполнялись его произведения, — отмечает гендиректор.

И это лишь малая толика того, что предстоит сделать. Александр Вулых сравнил работу по наведению порядка в РАО с чисткой авгиевых конюшен.