Куда уходят деньги

Августин СЕВЕРИН

15.12.2016

Ситуация вокруг Российского авторского общества требует серьезного разбирательства. Не исключено, что вскоре станут известны новые факты хищений со стороны прежнего руководства.

Конфликт в РАО разгорелся минувшим летом, а приведшие к нему события начались годом ранее, когда правоохранительные органы проверили финансовую деятельность общества. В июне 2016-го его генеральный директор Сергей Федотов был задержан по обвинению в мошенничестве в крупных размерах. Сейчас он находится под стражей.

— Авторы, желающие разобраться, что происходит, создали инициативную группу, силами которой была созвана внеочередная конференция РАО, — говорит Максим Дмитриев, основатель Первого музыкального издательства, в августе ставший генеральным директором РАО. — На ней приняли решение о смене менеджмента, избрали нового гендиректора в моем лице и авторский совет, который возглавил Игорь Бутман.

В конференции участвовал 171 делегат: каждый выступал от имени 85 авторов — членов организации. Однако к желаемым изменениям это не привело: представители прежней администрации и авторского совета еще до мероприятия объявили, что оно нелегитимно, а постановления не будут иметь юридической силы. Затем старое руководство подало четыре иска о признании решений конференции недействительными. В качестве ответчиков выступали известные люди: саксофонист Игорь Бутман, поэты Александр Вулых, Сергей Сашин, композиторы Евгений Кобылянский, Игорь Матета... Хамовнический и Хорошевский суды даже запретили Максиму Дмитриеву исполнять обязанности гендиректора, а Министерству юстиции — регистрировать изменения в структуре РАО.

— Такие меры выносить недопустимо, поскольку они блокируют деятельность организации в целом, — отметил Дмитриев. — Подобные шаги были очень популярны во времена рейдерских захватов. Мы подали жалобу, и Мосгорсуд отменил постановления как одного суда, так и другого.

Однако в Едином государственном реестре юридических лиц генеральным директором РАО по-прежнему числится Сергей Федотов и его мать, первый заместитель гендиректора Вера Федотова.

Впрочем, вся эта история с двоевластием не помешала новому руководству приступить к активным действиям. Были проведены консультации с крупнейшими правообладателями, в том числе зарубежными, планировавшими изъять права своих клиентов из управления РАО, которое распоряжалось ими недостаточно эффективно. По словам Дмитриева, массовый отток авторов мог бы привести к краху общества. Новой администрации удалось убедить правообладателей не спешить, дождаться изменений.

Также прошли встречи с представителями пользователей, в частности с Российской академией радио, администрациями филармоний и концертных организаций.

Одна из главных проблем, выявленных новыми менеджерами, — недополучение обществом, а соответственно и авторами денег из разных источников. Например, от телекомпаний. В прошлом году решением авторского совета для телевизионщиков была установлена ставка в пределах двух процентов от валового рекламного дохода.

— При анализе лицензионных соглашений выяснилось, что для данной категории пользователей ставки составляют не 2 процента, а варьируются от 0,15 до 0,5 процента, — разъяснил Дмитриев. 

РАО недополучает деньги и от интернет-ресурсов. Оказалось, что прежнее руководство соглашалось на выплату 25 тысяч рублей в квартал. Авторам доставались мизерные суммы, естественно, они стали отказываться от услуг общества. Дело кончилось тем, что правообладатели изъяли из управления РАО такой вид использования своих произведений, как интернет-вещание.

Также большая проблема — выплата вознаграждения кабельными сетями: очень многие из них считают себя не создателями и пользователями контента, а всего лишь техническим средством доставки информации до потребителя. Условно говоря, «мы не телестудия и не редакция, а антенный кабель». В обновленном РАО считают, что одна из важнейших на сегодня задач — разобраться, кто в этой ситуации должен быть плательщиком.

Кроме того, есть намерения оптимизировать и сделать полностью прозрачной систему выплаты вознаграждений авторам. Сейчас деньги нередко распределяются произвольно на основании разного рода рейтингов. Скажем, радиовещательные организации (передают в РАО не более 34 тысяч рублей в месяц) и телеканалы (менее 2 млн рублей в год) перечисляют деньги, не предоставляя отчетов об использовании произведений. А между авторами выделенные средства распределяются в соответствии с разного рода сомнительными методиками. Какой-нибудь молодой певец может весь месяц не выходить из эфира, но получит меньше, чем маститый исполнитель, звучавший значительно реже. Конечно, количество не всегда переходит в качество, но очевидно, что здесь есть тема для раздумий и поиска справедливого решения. 

— У нас порядка 3,5 тысячи радиостанций, и примерно 2,5 тысячи из них платят меньше 300 000 рублей в год, — отметил Дмитриев. — Это около 80 процентов средств, поступающих в РАО от эфирного вещания. Деньги авторам распределяются по методу «пальцем в небо».

Основная же причина утечки финансов, по словам Дмитриева, — их вывод из РАО через подставных правообладателей.

— Существует ряд фирм, которые никоим образом не являются активными участниками рынка, но размер их вознаграждений соизмерим с тем, что получают крупные компании-правообладатели, то есть десятки миллионов рублей, — поделился он.

Попытки взаимодействия со старым руководством не приносят результатов. Так, новый заместитель гендиректора пытался вступить в контакт с менеджерами, в буквальном смысле «окопавшимися» сейчас в офисе РАО, но там его встретило большое количество людей в камуфляже, бронежилетах и с автоматами, которые попросили визитера удалиться.

— Нам чинят препятствия в исполнении решений конференции, поэтому в ближайшее время подадим иск против бывших руководителей и менеджеров РАО, — заверил Дмитриев.

Он убежден: чтобы наладить работу общества, необходима серьезная аудиторская проверка, невозможная без доступа к документам, находящимся на Большой Бронной, в главном здании учреждения. На сегодня новому руководству удалось ознакомиться только с бумагами «Сервисно-эксплуатационной компании» (СЭК) — дочки «РАО», которая является фигурантом дела, возбужденного против Федотова.

— Новый гендиректор СЭК с нами сотрудничает, и мы начали проводить аудит данной фирмы, — подчеркнул Дмитриев. — Выяснили, что с начала 2016-го РАО перечислило займами в СЭК около 250 миллионов рублей, затем эти деньги были переведены на счета неизвестной организации, учрежденной некой английской компанией. Если нам удастся осуществить аудит деятельности РАО, думаю, всплывет много интересных фактов.