ОНФ в белом халате

16.06.2016

Михаил БУДАРАГИН

Еще в 2013 году Владимир Путин указал на то, что «наша система обязательного медстрахования пока не дотягивает до современного уровня, не стала страховой в полном смысле этого слова». Компании, призванные защищать права пациентов, довольствуются ролью посредника при передаче денег, не мотивированы на повышение качества помощи, не несут за нее ответственности. Этой весной ОНФ опросил россиян и выяснил, что воз и ныне там.

Лишь каждый двенадцатый соотечественник, принявший участие в исследовании, сообщил, что страховая организация помогла решить проблемные ситуации с медиками. 60 процентов заявили, что не видят никаких положительных изменений, говоря о непрозрачности, сопровождающей любую врачебную услугу, получаемую согласно общегражданскому полису. 

Обязательное медстрахование покоится на трех китах: это — перечисления работодателей в федеральный ФОМС (за незанятых бюджет платит напрямую), распределение полученного между территориальными фондами и собственно обеспечение людей полисами (этим рулят страховые компании, являющиеся агентами территориальных фондов). Страховщики, кроме того, контролируют использование средств ОМС, перечисляемых лечебным учреждениям за оказание медицинских услуг. В чем же проблема? Почему столь простая схема никак не заживет ради всеобщего удовлетворения?..  

Так, во Фроловской ЦРБ (Волгоградская область), как пишут местные СМИ, практиковались заключения договоров на платную консультацию, во время которой врачи назначали процедуры и анализы также на платной основе — через частную медицинскую организацию. «В том числе такие, которые должны были предоставляться бесплатно по полису ОМС — например, креатин, общий анализ крови, общий кальций крови и другие». Дело завершено, главврач оштрафован.

Жители города Няндома Архангельской области в одиночку борются за бесплатную стоматологию: приказом главврача местной ЦРБ лечение зубов вдруг стало полностью платным. Народ активно обсуждает проблему, пишет письма губернатору. Война эта ведется как общественно-политическая, а должна быть частью экономических отношений между потребителями, страховщиками и медиками: но в реальности пока губернатор не прилетит на вертолете, ничего с места не сдвинется. Можно еще дозвониться на «Прямую линию», однако не Путин ведь обязан заниматься лечением наших зубов.

В Омске — то же самое. Лишь когда на горизонте замаячили прокуроры, врачи поликлиники №11 признались, что их принуждали требовать оплаты услуг, включенных в полис. Лечебные учреждения могут оказывать возмездную помощь, это не запрещено, но за каждое обращение по полису ОМС, вне зависимости от региона (правило называется «деньги следуют за пациентом»), средства уже начисляются. 

Страховщики при этом обычно оставляют нас наедине с поликлиникой или больницей, где работают «на карман». И они, и медики, если забыть об этической стороне, вместе заинтересованы в том, чтобы лечить как можно дольше и за как можно более крупные суммы. Само здоровье пациента в данном случае отходит на второй план: главное — обложить человека, который не хочет или не умеет выяснять, что ему полагается по закону. 

Ранее «Культуре» приходилось приводить в качестве иллюстрации работу МФЦ как не слишком заметное, на первый взгляд, но радикальное улучшение условий быта самых обычных людей. Но обращение в многофункциональный центр за документом чаще просто вопрос комфорта. Система ОМС, финансируемая вовсе не страховщиками, также сделала посещение поликлиник удобным, однако здесь-то мы обсуждаем вопросы жизни и смерти, и страховщики, привыкшие прятаться в кусты при первом тревожном звонке, должны любую проблему пациента пропускать через себя.

Хорошие примеры в отрасли есть, их и нужно использовать. Не прокладывая дорогу шашкой, а шаг за шагом — пусть поначалу и в приказном порядке (в самоорганизацию верится с трудом, и задача государства — принуждение и контроль) — делать ОМС совершеннее. 

Скажем, в Ставрополье открылся «Контакт-центр», созданный по приказу федерального ФОМС. Он будет не только принимать звонки (а зачастую только незнание прав мешает людям отстаивать то, что им причитается), но и функционировать в онлайн-режиме с возможностью регистрации через портал госуслуг. Страховые компании надлежит обязать бороться за пациентов, которых они «ведут», и уже к концу года массив данных о нерешенных жалобах поможет выяснить, каким из агентств придется уйти. 

Медицина в условиях рынка неизбежно становится и у нас одной из наиболее коммерциализированных социальных отраслей, как в тех же США. Но в своей базовой части она в России остается бесплатной, и этот бастион государство сдавать не намерено. Но что будет скрываться за фасадом, где написано: «Пациент не тратит ни копейки» — большой вопрос. Апелляция президента и ОНФ к страховщикам логична, ибо именно тут зияет наиболее очевидная брешь системы. 

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть