Ребята с нашего двора

Михаил БУДАРАГИН

25.04.2016

Выборы в Государственную думу — сюжет знакомый: в сентябре они состоятся в седьмой раз, начиная с 1993-го. Формат кампании известен: кандидаты от политических организаций надевают пиджаки и галстуки, идут к пенсионерам и бюджетникам, рассказывают о том, как все будет замечательно. Оппозиция предсказуемо ругает власть, набирая проценты на критике. Но в этот раз нас ждет и нечто совершенно иное.

Впервые за 13 лет состав Госдумы будет сформирован не только по партийным спискам, но и по мажоритарной системе. Праймериз, инициированные по всей стране «Единой Россией», сорвали планы многих профессиональных политиков, которые были готовы сговориться и поделить между собой одномандатные округа. 

Схема предварительного голосования поначалу виделась экспертам не такой уж новой — в 2011-м «медведи» ее опробовали. Казалось бы, чем еще удивить? Зимой мне довелось побеседовать с одним политтехнологом, он держался очень спокойно и объяснил: «покрутим кого надо, а пройдут все равно «правильные» люди». Теперь когда-то уверенный в будущем собеседник решил заняться пиаром некой коммерческой структуры, поскольку его «стопроцентно проходные» заказчики решили больше никуда не избираться.

Как же так вышло? Начало истории выглядело задачей для школьника. Сейчас, дескать, подадутся на праймериз разные люди, у которых нет ни опыта, ни денег, ни административного ресурса, а мы их положим на обе лопатки. Технически провернуть это было бы не так сложно, однако в дело вмешались активисты ОНФ и сам Фронт.

Появились люди, которых крайне трудно обвести вокруг пальца, потому что они точно знают, чего хотят. И купить их нечем: власть как таковая им не нужна, деньги — тоже. 

Вот Анна Хрястунова из Вологды, едва ли не самый заметный и популярный в интернете участник праймериз. Она — инвалид-колясочник, активист ОНФ, ее силы духа, воли и терпения хватит на десятерых. Никакой корысти у Анны нет, потенциальный будущий кандидат все время, сколько я ее знаю, занималась мониторингом исполнения программы «Доступная среда», а именно — выясняла, есть ли в государственных учреждениях пандусы, оборудованы ли школы и университеты лифтами. Проще говоря, на что именно уходят выделяемые ежегодно бюджетные средства и насколько отчеты местных властей соответствуют реальности. Разумеется, региональные чиновники Анну не слишком жалуют: до ее появления им жилось куда спокойнее. Победит ли Хрястунова, обещать не возьмусь, но без этих праймериз у нее совершенно точно не было бы ни единого шанса. 

Другой участник предварительного голосования — Яков Казацкий, предприниматель, основавший в Калуге общественное движение «Зеленый город», затем ставший депутатом муниципальной думы. Начинавшийся очень скромно экологический проект теперь может похвастаться сотнями сторонников: они обещают превратить малую родину в самый чистый город России и массово сажают деревья. Государственной думе он, пожалуй, нужнее, нежели она ему. 

Томичу Михаилу Паутову, активисту проекта ОНФ «За честные закупки», без праймериз вряд ли бы стоило рассчитывать на карьеру в политике. Он — журналист, создатель прекрасных видеороликов «Говорит Каштак» о пригороде Томска, человек предельно неформатный и кажущийся не слишком серьезным. Таких обычно бюрократы и на порог не пускают. Однако именно Паутов на медиафоруме ОНФ спросил у Владимира Путина: не пора ли, наконец, начать отслеживать, как расходуются деньги акционерных обществ с государственным участием? «Вы попали опять в десятку. Абсолютно правильное предложение. Более того, хочу вам сообщить, что оно уже реализуется. Такое указание уже дано. Татьяна Алексеевна Голикова проверяла это по прямой моей просьбе с вашей подачи», — ответил тогда «несерьезному» человеку президент.

Есть, впрочем, и более видные потенциальные кандидаты: это и один из основателей проекта «Энергия участия» Константин Богданенко, предприниматель из Владивостока. Грантовая площадка, детище претендента на депутатское кресло, предполагает, что любой житель Приморского края может получить до 500 000 рублей для того, чтобы реализовать что-то по-настоящему социально значимое. Пока победителей всего 12, но планы — огромны. 

Директор Центра ОНФ «Народная экспертиза» Николай Николаев, готовый попробовать свои силы в Иркутской области (именно там с домов в поселке Казачинское и стартовала программа выявления «нового аварийного» жилья»), в свою очередь, идет в парламент как раз для того, чтобы случаев, когда указы президента на местах не исполняются, не было вовсе. 

Помимо участников праймериз я несколько раз беседовал с людьми, которые планируют прийти к избирательным участкам: мотивация последних проста — наконец, появился хоть кто-то, кого мы действительно знаем. Что там будет дальше, сказать трудно, но здесь и сейчас есть возможность позволить подключиться к кампании не начальству, а людям «с нашей улицы, из соседнего двора». 

Тем временем у несистемной оппозиции тоже праймериз. Правда, сначала на предварительное голосование не нашлось избирателей (никто не пришел), а затем скандал разгорелся вокруг первых лиц, которые вовсе не собирались участвовать в процедуре. После этого Алексей Навальный и Михаил Касьянов поругались по какому-то совершенно пустяковому «личному» поводу, и выяснилось, что формат сам по себе бесполезен. Никому не интересно быть статистами при вельможных «борцах с режимом». Бессмысленно организовывать сложную операцию, если у тебя нет ни сторонников, ни людей, способных наполнить ее реальным содержанием.

22 мая по всей стране откроются участки для предварительного голосования за «кандидатов» от «ЕР», и пока идут дебаты, можно успеть сделать так, чтобы за думские мандаты поборолись те, кому есть что предложить, а не только те, кому положено по статусу.