Дело президента

Мария ЛОПАТИНА

08.04.2016

Владимир Путин принял ряд важнейших структурных решений. ОМОН, СОБР и другие спецподразделения МВД выделяются в Национальную гвардию, которая будет исполнять приказы главы государства. Зато в ведение Министерства внутренних дел перейдут ФМС и ФСКН. Кроме того, президент переподчинил себе Федеральное архивное агентство. Последнее особенно символично накануне очередной годовщины Великой Победы.

Каждый год по весне на самый родной наш праздник выливаются все новые ушаты: состряпанные на Западе и среди доморощенных русофобов фальшивки переполняют оппозиционные блоги, сайты, издания... 

Между тем национальный архив — наиболее действенное оружие против выдумщиков и злопыхателей. Состав Архивного фонда нашей страны — 500 миллионов дел, каждое насчитывает сотни страниц. Таково историческое наследие Советского Союза, Российской империи и более ранних периодов. 

«Культура» обратилась к экспертам с просьбой проанализировать последствия президентского решения для архивной отрасли.


Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ:

— Теперь имеет смысл возродить Комиссию по противодействию фальсификации истории. Полагаю, ошибочно считать, что ее задачи выполнены. Ведь информационное противостояние продолжается, причем нарастает колоссальными темпами. И структура, где происходит координация усилий различных ведомств, академических, экспертных и медийных кругов, будет весьма полезна.

Комиссия могла бы противостоять в том числе таким явлениям, как катастрофа, случившаяся на Украине. Не на пустом же месте в Киеве произошел госпереворот и родилась поддержка хунты украинским населением и большой частью экспертного сообщества, журналистов. Известно, что русофобские идеи вбивались под видом антироссийских гуманитарных проектов. А мы никаких аргументов, нацеленных на сплочение наших народов, не противопоставляли. В итоге заплатили чудовищную цену за соседский кризис. Эксперты подсчитали и пришли к выводу, что наш ущерб составил четверть триллиона долларов. Может, легче было потратить пять миллиардов, чтобы все это предотвратить? Недооценка значимости гуманитарных проектов с нашей стороны, к сожалению, продолжается. Она является оборотной стороной социальной безответственности части российской элиты — так называемой «офшорной аристократии». Например, в Польше сейчас сносят порядка 500 памятников советским воинам.


Ярослав НИЛОВ, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций:

— Комиссию по борьбе с фальсификаторами истории, конечно, надо возродить, поскольку эта важнейшая наука — инструмент для создания определенного имиджа государства на международной арене и формирования мировоззрения внутри страны. 

Сегодня ситуация, безусловно, требует личного внимания президента. Я помню, что в 90-х современную историю в школе изучали по учебникам, написанным на деньги Фонда Сороса и рекомендованным тогдашним Министерством образования. Пособие для 11-го класса меня поразило. Утверждалось, что во Второй мировой победили США. Плюс союзники! Так через своих людей «западные партнеры» пытались завладеть нашими умами. Это тактика «мягкой силы» в действии. А наглядный пример того, как страну развалили, сначала переписав ее историю и затем переформатировав общественное сознание, — Украина.