Последний полет

01.11.2015

Александр АНДРЮХИН

Субботним утром, 31 октября, на севере Синайского полуострова разбился российский самолет АК «Когалымавиа». Борт, на котором находились 217 пассажиров (в том числе 25 детей) и 7 членов экипажа, совершал рейс Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург. Никто не выжил. Версий катастрофы несколько: наиболее вероятная – техническая неисправность. Хотя террористическая группировка ИГИЛ и поспешила заявить о причастности к трагедии.

A-321 вылетел в 6:21 по московскому времени из аэропорта Шарм-эш-Шейха. На двадцатой минуте, набрав высоту 9000 метров, командир неожиданно запросил аварийную посадку в Каире. После этого связь оборвалась, еще через три минуты лайнер исчез с экранов радаров.
Надежда, впрочем, теплилась. Reuters со ссылкой на свои источники сообщил, что самолет «приняли» турецкие диспетчеры. Однако через некоторое время выяснилось, что египетские ВВС нашли место падения – на Синайском полуострове, в ста километрах от города Эль-Ариш. Более двадцати машин «скорой помощи» направились к указанной точке. А когда египетские военные начали разбор обломков лайнера, в СМИ поступила информация, о том, что якобы «слышны голоса выживших». Но это также оказалось неправдой. Вскоре был обнаружен первый «черный ящик», ближе к вечеру – второй. Хотя различные версии трагедии появились уже в первые минуты после трагедии.
— Над Синайским полуостровом летать небезопасно, — напомнил «Культуре» директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. — У местных боевиков имеются на вооружении ПЗРК, что неоднократно подтверждалось, когда во время военных действий захватывали их склады. Но максимальная дальность ПЗРК — 5 тысяч метров, а самолет шел гораздо выше. Его можно было сбить только ракетой «земля — воздух». Но таковых у боевиков нет. Во всяком случае, надеюсь, что нет. Иначе египетские войска давно бы их запеленговали и уничтожили.
Однако позже интернет-портал Flightradar24, который отслеживает передвижения всех самолетов, находящихся в небе, сообщил, что на высоте 9000 метров у российского лайнера резко снизилась скорость. Он начал стремительно терять высоту — 1,8 км в минуту. Это почти пикирование. То есть, не исключено, что пролетая на малой высоте вдоль полуострова, самолет мог подвергнуться обстрелу с земли.
— Характер потери связи и исчезновение лайнера с экранов говорит об одном — это взрыв на борту, террористический акт, — предполагает летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. — Ничего другого я не вижу. Учитывая тот факт, что регион служит местом дислокации исламистских отрядов, и те угрозы, которые они постоянно посылают и нам, и Европе, и Америке, — это вполне правдоподобно.
Спустя пару часов ответственность действительно взяла на себя группировка «Исламское государство». Но доказательства, выложенные боевиками в сеть – видео падающего горящего самолета, –  по мнению специалистов не выдерживают критики: видна компьютерная графика, кроме того, модель лайнера не похожа на А-321. С другой стороны, косвенно подтверждает самые худшие опасения экспертов «Культуры» мгновенная реакция на трагедию со стороны Air France и Lufthansa – ведущие европейские авиакомпании приостановили полеты над Синаем до выяснения обстоятельств катастрофы.
Между тем, египетские СМИ пишут, что наиболее реальной причиной крушения могла стать неисправность судна. Оказывается, российские пилоты жаловались техникам аэропорта в Шарм-эш-Шейхе на проблемы с двигателем: заводился не сразу, через несколько минут работы глох на холостых оборотах. Правда, не все специалисты склонны доверять этим сведениям. Вот что сказал «Культуре» летчик-испытатель Владимир Бирюков:
— Судя по всему, ситуация в воздухе развивалась настолько стремительно, что командир не успел доложить на землю. Но даже если ему было не до того, на борту имеется «автоответчик». Достаточно нажать кнопку, и SOS автоматически разойдется по всем радарам. Но либо положение было настолько серьезным, что капитан не смог нажать кнопку, либо система уже была выведена из строя. Кстати, отказ двигателя – это тоже не смертельно. Аэробус такого класса способен и на одном не только приземлиться, но и уйти на второй круг, и даже взлететь. Информации еще очень мало, но если разброс тел и обломков будет большой, то разрушаться лайнер начал в воздухе. Возможно, от попадания ракеты. Если небольшой — в радиусе 200-300 метров, – значит, разбился от удара об землю. Но технические неисправности к такому стремительному развитию ситуации не приводят. В самолете много автоматики, и она помогает пилоту в критических ситуациях. А тут, похоже, и она была выведена из строя…
Отметим, что по данным египетских военных фрагменты судна были разбросаны на пятикилометровом расстоянии друг от друга. И все же стоит прислушаться к мнению Федерального агентства воздушного транспорта «Не имеет смысла выдвигать и обсуждать какие-либо версии» - отрезал представитель Росавиации в интервью РИА Новости, пояснив, что оснований считать, будто бы причиной катастрофы стала неисправность лайнера, ошибка экипажа или какое-либо внешнее воздействие, пока нет.
Что касается самого самолета, то он принадлежал АК «Когалымавиа» три с половиной года, запущен в эксплуатацию в 1997-м в Ливане, в 2003-м перепродан в Турцию. На некоторое время его брала в лизинг Саудовская Аравия. В 2001 году при посадке в Каире он повредил хвостовую часть, находился в ремонте. Не исключено, что из-за этой аварии на борту время от времени возникали технические проблемы. Лайнер нещадно эксплуатировался: за 18 лет и 5 месяцев он совершил 21 тысячу полетов. Только за последнюю неделю – 16. 17-й оказался роковым.
Комментируя эту информацию, первый зампред Комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев заявил о необходимости запрета эксплуатации в России самолетов старше 15 лет. Подчеркнул, что такой законопроект уже давно разработан. Осталось только его принять. Хотя и тут можно было бы возразить, что дело все-таки не столько в возрасте, сколько в ответственности руководства и персонала авиаперевозчика – об этом наглядно свидетельствует опыт АК «Трансаэро», имеющей один из самых старых летных парков, но за почти 26 лет своего существования, не потерпевшей ни одной авиакатастрофы.
Безусловно, по следам крушения еще последует немало различных выводов – организационных, правовых, возможно, структурных. Ранее подобные ужасные случаи нередко становились причиной ликвидации авиакомпании. Сомневаться, что виновные, если они есть, будут наказаны, не приходится. СК РФ возбудил дело по уголовной статье о нарушении правил эксплуатации воздушного судна: у собственников компании «Когалымавиа» прошли обыски. Расследование – на личном контроле Владимира Путина, выразившего глубокое соболезнование родным и близким погибших. Специалисты МЧС уже прибыли в район катастрофы. Ждут здесь и представителей Airbus. Но совершенно ясно пока только одно: 31 октября 2015 года становится на сегодня самой «черной датой» в истории российской гражданской авиации, как день самой массовой трагедии в воздухе.
 

Мнения экспертов

Генерал-майор Александр Харчевский, командир пилотажной группы «Соколы России», заслуженный военный летчик РФ:
Пилот упавшего самолета успел доложить о неисправности, следовательно, причина именно в неполадках техники. Обстрел извне маловероятен. На момент доклада самолет уже был на высоте, недоступной для переносного зенитного ракетного комплекса. И потом, при попадании в самолет ракеты ПЗРК был бы слышен удар, как и при взрыве внутри самолета заряда, пронесенного на борт. Даже болтанка при турбулентности ощущается всеми пассажирами. Пилот наверняка бы доложил об этом.
Полковник в отставке Валентин Дудин, авиационный эксперт, заслуженный военный штурман РФ, в прошлом офицер Центральной инспекции по безопасности полетов ВС СССР:
Причины катастрофы могут оказаться значительно более сложными, чем та «картинка», которую демонстрирует телевидение. Воздушная обстановка в том районе очень сложная, он перегружен, множество трасс и все они узкие. В опасной близости от лайнера могли пройти другие самолеты, в том числе истребители – египетские или израильские. Среагировав на них, командир мог совершить резкий маневр, после чего произошло сваливание. Добавлю: у Израиля отличная система противовоздушной обороны, реагирующая на малейшие угрозы. Теракт также не исключается: стрельба истребителя, взрывное устройство в багаже. За это хорошо платят. Вспомните немецкого летчика, который сам привел борт к катастрофе.  Все могло быть…

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть