Хакасия — территория любви

Татьяна УЛАНОВА, Хакасия

24.09.2015

В последнюю субботу сентября в Хакасии отметят День Енисея. А в начале месяца здесь провели V Международный культурно-туристский форум «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития», на котором побывала спецкор «Культуры». 

Пословица «мал золотник, да дорог» — словно об этой небольшой республике. Жителей — раз в двадцать меньше, чем в Москве. Размер территории — что-то среднее между Швейцарией и Австрией. Пять городов, восемь районов. Вот и вся Хакасия. Или не вся? Природный заповедник, 330 рек, 500 озер. Степи, хвойные леса, пещеры, водопады. И горы, горы... Хакасия — рай для археологов, историков, геологов, приятное место для занятий горнолыжным спортом, лечения на соленых озерах, рыбалки на хариуса и тайменя, охоты в сибирской тайге. Несколько человек убеждали меня: вы обязательно вернетесь, Хакасия притягивает.   

Возле Саяно-Шушенской ГЭС четко осознаешь: никакие фото и рассказы очевидцев не передают и доли тех чувств, которые испытываешь на месте, — восторг, изумление и гордость одновременно. Слово «махина» ничтожно перед этим безмолвным гимном человеческой мысли и труда. 

Основательно — это вообще про Сибирь и Хакасию. Михайло Ломоносов еще 250 лет назад предсказал, что российское могущество Сибирью прирастать будет. Слова ученого здесь помнят и размещают на баннерах вдоль автодорог. Сегодня Сибирь — это федеральный округ из 12 субъектов, почти треть территории страны. Кто-то из участников культурно-туристского форума «Сибер Ил» вспомнил древнюю шаманскую мудрость: мы можем быть разными, но солнце и луна у нас общие. Как и задачи, которые предстоит решать. В этом году, правда, Хакасия столкнулась с дополнительной серьезной проблемой — из-за крупных пожаров, сопровождавшихся ураганным ветром, в 42 населенных пунктах сгорели 1200 домов, 32 человека погибли, около 5000 остались без крова. Нужно было строить жилье, обеспечивать людей необходимым. В дни форума президент Путин на вертолете облетел пострадавшие деревни и поселки, осмотрел с хозяевами новые дома. Однако проведение самого мероприятия оказалось под вопросом. Обычно в июле это была и плодотворная работа специалистов, и большой праздник для всей республики. До сих пор здесь с замиранием сердца вспоминают концерты Хосе Каррераса, Дмитрия Хворостовского... За то, чтобы форуму все-таки быть, высказался народ. Тем не менее сроки перенесли. А развлекательную программу сократили. И это при том, что из бюджета не тратится ни копейки, все средства — спонсорские. 

Деловая же часть форума оказалась, как всегда, насыщенной. 

— Почему на федеральном уровне нет органа, курирующего ремесленническую деятельность? — задалась непростым вопросом директор Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел Удмуртии Наиля Собина. — Это сохранение материального и нематериального наследия России и возможность каждый день иметь кусок черного хлеба. Наше ткачество — такое же явление, как вологодское кружево.   

Спор о народных промыслах в высших инстанциях продолжается уже лет 15. Пока они выживают, как могут. 

Министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков предложил в каждом регионе создать специальный орган по охране культурного наследия. Собственно, форум «Сибер Ил» (в переводе с хакасского — «страна мастеров») проходит при поддержке правительства республики и под эгидой ЮНЕСКО. Сама Хакасия — археологическая Мекка. Официально здесь более 30 000 памятников истории и археологии. От эпохи палеолита до Средневековья. Самым «взрослым» — десятки тысяч лет. Особая гордость — образцы Окуневских каменных изваяний, петроглифы. Некоторые охраняются особо — как музеи под открытым небом, таких в республике одиннадцать. Но немало и музеев одного камня. Улуг Хуртуях тас — мать земли хакасской — помогает женщинам стать матерями. Белый камень Ах тас излечивает от некоторых болезней. Каждое изваяние трижды обходят по солнцу, делают подношения. К «матери» притрагиваться нельзя, а белый камень, напротив, надо обнять или прижаться к нему больным местом... 

Шаманские традиции — часть культуры Хакасии. Поэтому здесь, как и прежде, задабривают духов, завязывая ленточки на березе. А все  обряды начинают с кормления огня. Шаманы тоже есть. По словам жителей, книжные, «асфальтовые» и настоящие, которым дар передался по наследству. Но таких — не больше пяти. 

Обсуждали на форуме клиентоориентированность — то есть удобны ли для людей театры, музеи. Не обошли в Год литературы книжную культуру. Музейную тему рассматривали и в аспекте преодоления психологического порога (в роли которого часто выступают смотрители) перед «храмом искусств». Говорили об уроках в музеях, которым пока сопротивляются и их сотрудники, и школьные учителя. О том, что новые технологии там часто остаются непознанными; чем больше исторических предметов в коллекции — тем меньше информационных технологий. Даром, что ни один подросток не откажется после просмотра артефакта включить девайс и увидеть голографический образ. 

Продолжили «вкусное» направление. В 2014-м презентовали культуру питания как основу национальной культуры. Теперь — музейную гастрономику как инновационную форму развития музея. Тема модная, перспективная для каждого региона. В прошлом году специалисты были настолько удивлены брендом «хакасская баранина», что результат дегустаций не заставил себя ждать — в республике уже начато строительство завода по переработке баранины. Россия не ратифицировала конвенцию ЮНЕСКО 2003 года о нематериальном культурном наследии, подписанную 160 странами мира. А ведь наши кулинарные шедевры не хуже средиземноморской диеты или армянского лаваша. Один талган в Хакасии чего стоит! В прошлом году на празднике представили 28 блюд из него, в том числе котлеты. Запах и вкус мяса. А оно и рядом не лежало.

— Вечером ложку талгана залить кефиром — и не надо ни супермасок, ни дорогих биодобавок, в этом продукте — вся группа витаминов В, — комментирует за обедом замминистра культуры Хакасии Ирина Браим. — Лицо свежее, кожа нежная. Вот она, культура правильного питания.

Более популярны маленькие шарики а-ля пирожное «картошка»: талган, масло, молотая черемуха, сахар (или мед) — по желанию. Смешать, скатать, положить на несколько часов в холодильник. Лакомство готово.

Сказать, что талган — это просто молотый ячмень, — значит, обидеть тех, кто его делает. Потому что труд этот нелегкий, а инструменты (железная чаша для обжарки, деревянная ступа, ручная веялка и такая же мельница) должны быть правильными. 

Айран и молочная водка арака, праздничная каша из сметаны и домашний творожный сыр, черемуховый пирог и бульон из баранины. А к нему — один из деликатесов, кровяная колбаса хан, которую обязательно нужно есть горячей... В музее-заповеднике «Казановка» знают толк в еде. Директор Виктория Кулимеева лично проводит мастер-класс с дегустацией айрана и араки. И поясняет:

— Культура пития у хакасов была высокой. Например, мужу и жене запрещалось употреблять спиртное, пока у них не родится двое детей. 

— Айран тоже с градусом, но в жару именно его брали на сенокос — освежает лучше воды, успокаивает желудок, — добавляет директор Хакасского национального краеведческого музея Андрей Готлиб. — Настоящая хакасская еда — плотная, жирная. Люди охотились, пасли скот, энергозатраты большие, плюс мороз, сильный ветер. Восстанавливаться надо быстро. Зимой преобладала мясная пища, летом — молочная. Когда я приехал в 1984 году из Москвы, здесь не было ни одной надписи на хакасском. Сегодня традиции восстанавливаются. В том числе культура питания.

— Нам не надо ничего придумывать, многое сохранилось: этнос, национальные музыкальные инструменты, горловое пение, — подытоживает министр культуры Хакасии Светлана Окольникова. — Сейчас в республике год сказителя хайджи Кадышева. Подвижники продолжают собирать легенды и песнопения. А как популярны традиционные хакасские костюмы!

Один из важных вопросов — детский туризм, которого в масштабах России пока нет. А в Хакасии — есть. В заповеднике можно изучать географию, ботанику, зоологию. На ГЭС — физику. Главное — подготовить законодательную базу, аккредитовать туроператоров для такой работы, разработать направления, в том числе для детей с ограниченными возможностями. И помнить, что путешествия по стране воспитывают чувство патриотизма. Если бы к развитию внутреннего туризма подключились авиакомпании, в каникулы поднимающие цены до небес, может, и не пришлось бы удивляться, почему наши школьники не раз бывали в Турции, но «не помнят», где находится Хакасия. 

Инвестировать в культурный капитал личности — одна большая тема, которая волновала всех участников V Международного форума. А у Хакасии есть чему поучиться. В начале сентября здесь появился еще один повод для гордости — в Абакане презентовали первый модуль Республиканского музейно-культурного центра. Причем камень в основание крупнейшего в Сибири проекта правительства Хакасии и Минкультуры РФ был заложен на I форуме «Сибер Ил». В новом просторном помещении древние каменные изваяния зазвучали с новой силой. За три дня их музыку услышали более 4700 человек.