Там, где учат на шпионов

Игорь МЕЛЬНИК

20.10.2013

?ать: «шпион». Это Академия внешней разведки — самое закрытое и секретное высшее учебное заведение России. В эти дни оно отмечает свое 75-летие.

История нынешней Академии внешней разведки началась в октябре 1938-го. Тогда в атмосфере усложнившейся международной обстановки в СССР по приказу Сталина была создана Школа особого назначения. Затем она стала называться Высшей разведшколой ПГУ (Первого главного управления) КГБ СССР, позже ее переименовали в Краснознаменный институт КГБ, получивший после смерти Юрия Андропова его имя. Официальные названия менялись, но в народе больше прижились неофициальные: «Лесная школа», «Школа №101» (для внутренней переписки), «Ка-И» (Краснознаменный институт). Любое из них будет вполне понятно человеку осведомленному.


У Академии (откроем тайну), помимо известного комплекса зданий неподалеку от подмосковного поселка Нагорное, есть еще и многочисленные «филиалы», о существовании которых не подозревают ни слушатели, ни даже многие преподаватели. И если на основных факультетах все знают друг друга в лицо, то о «настоящих шпионах» известно крайне мало. Их не застанешь в учебных кабинетах, а личные дела хранятся отдельно. Такие кадры — штучная работа, их куют в обстановке строгой секретности, вынашивают еще со студенческой скамьи, а то и еще раньше.


Например, никто и не вспомнит курсанта Мишу Васенкова, не похвалится совместным фото. А между тем это гениальный советский (затем российский) разведчик, более известный как Хуан Ласаро. Он «засветился» во время провала «группы Анны Чапман» лишь по причине предательства полковника внешней разведки Александра Потеева. Чтобы легализироваться в США, Васенков еще в 1976 году с паспортом гражданина Уругвая переехал в Перу, а оттуда в Штаты. За какие заслуги преподаватель колледжа из Йонкерса в 80-х был удостоен звезды Героя Советского Союза, а затем и звания генерал-майора, вряд ли мы скоро узнаем.


К слову, среди тех, кто закончил Академию, есть и публичные имена. Президент России Владимир Путин, президент РЖД Владимир Якунин, вице-премьер Сергей Иванов, экс-депутат Геннадий Гудков... Этот список можно продолжить — в нем нет государственной тайны. К сожалению, были здесь и предатели, тайны раскрывавшие. Один из самых известных — секретарь парткома «Ка-И» полковник Владимир Пигузов. Через него проходили все личные дела разведчиков, эти сведения он «сливал» американцам. Предателя расстреляли в 1986 году, а доступ к информации о слушателях был сведен к минимуму.


Обычно в разведчики набирают выпускников вузов с хорошей языковой подготовкой — МГИМО, ИСАА, некоторых факультетов МГУ, Иняза имени Мориса Тореза... Студенты, как правило, знают о своей будущей карьере уже после второго-третьего курсов — их присматривают кураторы и делают «предложение, от которого нельзя отказаться».


— Сейчас профессия разведчика уже не так престижна, как до начала 90-х, — говорит профессиональный разведчик, бывший преподаватель «Лесной школы» Олег Нечипоренко. — Ее выбирают теперь исключительно из патриотических чувств, ну, и романтика, естественно, осталась. Без этого в разведке тоже нельзя.