Спасибо — как живой

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

24.07.2015

Первый монумент Владимиру Высоцкому появился спустя несколько лет после его смерти. Ныне их количество исчисляется десятками, а география охватывает не только Россию, но и зарубежье.

В 1984 году в Волгодонске состоялось открытие скульптурной группы «Любовь». Мужчина и женщина, держащиеся за руки, напоминают Высоцкого и Марину Влади. Считается, что это первый — еще неофициальный — памятник Владимиру Семеновичу. Через год, 12 октября 1985-го, на могиле барда на Ваганьковском кладбище выросло надгробие, выполненное Александром Рукавишниковым. Мастер изобразил Высоцкого опутанным по рукам и ногам и в то же время не сломленным — суровый взгляд, резкий поворот головы. Любопытно, что под определенным углом гитара за спиной поэта превращается в нимб, а морды коней — в крылья.

Менее известная скульптура установлена во внутреннем дворе Театра на Таганке. Ее автор, Геннадий Распопов, вдохновился образом Гамлета — знаковой ролью Высоцкого. Другая работа мастера, у Петровских ворот, гораздо популярнее. Кстати, сам поэт уверял: «Не поставят мне памятник в сквере / Где-нибудь у Петровских ворот...» Поза Владимира Семеновича демонстрирует беззащитность, открытость миру и одновременно отсылает к христианской символике: Высоцкий стоит с запрокинутой головой, раскинув руки.

В атриуме Галереи искусств Зураба Церетели можно увидеть скульптуру, вдохновленную лирикой барда. Зураб Константинович изобразил поэта, исполняющего песню — строчки из нее выбиты на памятнике: «Грязью чавкая жирной да ржавою, / Вязнут лошади по стремена». За левым плечом Высоцкого — маковки церквей, напоминающие о словах из того же стихотворения: «Купола в России кроют чистым золотом, / Чтобы чаще Господь замечал».

Впрочем, память о Владимире Семеновиче жива не только в его родной Москве. Так, во Владивостоке в 2013 году появился необычный музыкальный монумент: рядом со скульптурой Высоцкого звучат его песни. 

В Екатеринбурге — один из самых романтичных памятников: поэт играет на гитаре, а его жена, Марина Влади, слушает, чуть склонив голову и нежно улыбаясь. Там же, на Урале, на горе Сабля — трогательное напоминание о Высоцком, спевшем о страсти к покорению вершин: пожелтевшая фотография в рамке, защищенная от суровой погоды толстым стеклом. Впрочем, за примером настоящей народной любви нужно ехать в Приморский край. Здесь, в селе Беневском Лазовского района в начале 90-х появился небольшой гранитный обелиск, возведенный на деньги пенсионера Ивана Лычко.

За границей тоже чтят память Владимира Семеновича. В Подгорице, столице Черногории, в 2004 году была установлена скульптура Александра Таратынова: в одной руке поэт держит гитару, другую поднял над головой. Образ Высоцкого пронизан динамикой — кажется, что он лишь на секунду отвлекся от исполнения песни. Кстати, брат-близнец этой работы в 2005-м появился в Новосибирске.

В Одессе в 2012 году открыли сразу два памятника. Около знаменитой киностудии можно увидеть аллегорическое изображение Высоцкого-творца: летящего, раскинувшего руки, с порванными парусами за спиной. А в саду скульптур Литературного музея поэт, окруженный прекрасными девами, словно Данко, протягивает зрителям пылающее золотое сердце.

В июле прошлого года отметился Симферополь: здесь установили бронзовый бюст Высоцкого. По словам сенатора от Республики Крым Сергея Цекова, Киев много лет препятствовал появлению памятника. Зато теперь, говорят власти, стоит ожидать появления новых скульптур — например, посвященных дяде и тете поэта, Алексею и Александре Высоцким, участвовавшим в обороне Севастополя.