Селедка с тортом

Светлана ХОХРЯКОВА

30.03.2012

«Фильм снят на настоящей атомной станции!» — эта фраза стала едва ли не слоганом «Атомного Ивана», созданного при поддержке корпорации «Росатом». Впервые кинематографистов допустили на натурную площадку в святая святых, закрытую для посторонних АЭС.

История, придуманная режиссером Василием Бархатовым и сценаристом Максимом Курочкиным, — наивная и простодушная, из серии «Ваня любит Таню». Молодые ученые, носящие эти имена, живут в небольшом городке, работают на АЭС. Таня пишет диссертацию, имеет научные амбиции и выглядит, как модель с обложки глянцевого журнала. Удивительно, откуда вообще взялось тут это неземное существо в образе Юлии Снигирь. Но за правдоподобием тут никто не гнался, накручивался кокон фантастических видений режиссера, в итоге сложившийся в абсурдистскую комедию. Простоватый Ваня — тоже сотрудник станции, он явно Тане не пара, но они вместе. Парочка, словно свалившаяся с Луны, находится на грани разрыва, потому как девушка понимает, что спутник жизни у нее — не самый правильный.

Теперь уже не разобраться, каков был первоначальный замысел дебютанта-постановщика Василия Бархатова, за плечами которого — новаторские прочтения на оперной сцене и работа над телепрограммами «Оливье-шоу» и «Призрак оперы». Хотел ли он сделать обычную незатейливую комедию, да накрутил столько, что получилось «кино не для всех»? Или сразу затевался гремучий арт, вылившийся в простодушные формы? Широкий зритель вряд ли одолеет причудливую атомную поэтику данного опуса. Разве что изощренные театралы и киноманы с любопытством посмотрят более чем странное произведение, пойдут ради Бархатова. Используя высказывание одного из героев фильма, получилось нечто вроде селедки с тортом.

Сценарий Максима Курочкина, автора не менее своеобразных театральных пьес, имеющего опыт работы в кино, в частности в альманахе «Короткое замыкание» и фильме «Неваляшка», развивает помимо линии главных героев еще и сюжет с постановкой любительского спектакля про радиоактивные грибы. Осуществляет ее на пленэре, на фоне индустриального пейзажа заезжий профессиональный режиссер в исполнении Дениса Суханова. Ставит он спектакль апокалиптический, и связано это отнюдь не со спецификой места. Таково его мироощущение, он всегда ставит про это. Сценических героев накрывает пленка, отделяющая их от персонажа, получившего облучение...

АЭС на пороге юбилея. Весь город готовится к празднику. Предъявят и спектакль на производственную тему, а также получат право первого показа раскрашенного фильма «Девять дней одного года». Мы даже увидим Алексея Баталова, сыгравшего атомщика в знаменитой картине Михаила Ромма, он будет в цветной одежде. Все это выглядит забавно, как и многие другие «примочки» фильма, но зал слабо реагирует на них, смеется редко. Слишком уж все театрально и, увы, беспомощно. Начудили столько, что продраться сквозь фантасмагорическую завесу невозможно. Она, подобно пленке, обволакивает зрителя, не подпуская к главному, хотя главного там как раз и нет. В памяти остаются только ядерные грибы.

«Атомный Иван», 2012, 91 мин.

Режиссер Василий Бархатов

В ролях: Григорий Добрыгин, Юлия Снигирь, Денис Суханов, Евгения Дмитриева, Екатерина Максимова, Алексей Горбунов

В прокате с 29 марта