А зори упали на лапу Азора

Алексей КОЛЕНСКИЙ

22.04.2015

24 апреля в Государственном Кремлевском Дворце состоится премьера картины «А зори здесь тихие...», снятой Ренатом Давлетьяровым по мотивам сценария Бориса Васильева и Станислава Ростоцкого.

Экранизация повести Васильева уже в год выхода на экраны — в 1973-м — завоевала сердца 66 миллионов зрителей. До сих пор это одна из самых любимых нашим народом картин о Великой Отечественной. Успех объясняется не только удачным взаимопроникновением жанров военной драмы и лирической мелодрамы, позволившей раскрыться актерским талантам, но художественным вкусом Станислава Ростоцкого, сумевшего увидеть каждую сцену в единственно достоверном ракурсе и прожить ее в реальном времени вместе с группой. Советский классик «подсветил» картину цветными девичьими воспоминаниями — сценами мирной жизни, раскрасил расстрелянные войной надежды и мечты... 

«Каши маслом не испортишь», — решил Ренат Давлетьяров и, не замахиваясь на творческий подвиг, двинулся проторенной тропой. Сделал ставку на колоризацию и энергичный темп, «соответствующий запросам современной молодежной аудитории». Не забыл и о ритме — строго отмерил длину каждого плана: три или пять, реже — одна или семь секунд. Чтобы не сбить прицел, снимал и монтировал по шаблону: персонаж — строго по центру кадра, затем — вид сзади, «на сладкое» — панорама глазами героя, едва успевающего пробормотать заданную реплику. Несколько увереннее постановщик показал себя в батальных сценах. Очевидно, Давлетьяров сожалел, что ни сюжет, ни бюджет не позволят развернуться на поле боя — придется играть в «Зарницу».

В сценарии Васильева и Ростоцкого современному режиссеру явно не хватало сюжетных поворотов, приходилось импровизировать на ходу. Порой получается забавно. Бредут девушки через болото, вязнут по грудь... Выбравшись на сушу, Комелькова (бывшая солистка группы Reflex, супруга Давлетьярова Евгения Малахова) сетует: совсем озябла. Спустя мгновение бойцы раздеваются и «согреваются» под неизвестно откуда взявшимся водопадом. 

И банная сцена присутствует, только без огонька: сидят голые девки на полках обширной, прекрасно освещенной парной. Как в театре — чего-то ждут. И не зря: на середину, словно на сцену, выплывает рядовая Комелькова, демонстрируя пышный бюст. Подруги выражают восхищение и немедленно приступают к водным процедурам, длящимся три секунды (прокатная категория фильма «12+»). 

А в оригинале было так. Уговаривая актрис сниматься обнаженными, Ростоцкий объяснял: «Девочки, мне надо показать, куда попадают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать». Так и снимал — нежно, тепло. По-отечески. Сердечно сыграл старшину Васкова Андрей Мартынов. Очевидно, авторы и актер верили: у девушек, павших на фронтах Великой Отечественной, должна была быть совсем другая, счастливая жизнь.

Старшина в исполнении Петра Федорова скорбит недолго — в финале принимает пополнение: в строю пять девчонок с незапоминающимися лицами. Таких точно не жалко, во всяком случае, режиссеру — у Давлетьярова совсем не сентиментальный, пацанский акцент. И мораль соответствующая. Во флэшбэках он пытается рассказать о непростой судьбе героинь. Девицы отличаются лишь социальным происхождением, а предыстория у всех одна и та же: нагрянули коммунисты или фашисты и всех близких ликвидировали. Остались девочки одни на белом свете и отправились на войну, мечтая пасть смертью храбрых. Одна неприятность — гибель недоигранных героинь выглядит не трагично, а нелепо. Новым «А зорям...» не хватает всего — сердца, ума, характера. Главным образом, честной работы — над драматургией, развитием характеров и образов. А еще — желания снять художественный фильм, а не продюсерский продукт, у которого есть лишь одно достоинство: он неплохо смотрится в модельном ряду азиатских костюмно-исторических поделок. Возможно, ему даже удастся проникнуть на китайский рынок. 

Если «А зорям...» улыбнется такая удача, любопытно: будет ли переведен текст звучащей в финале песни группы «Любэ»? Особенно беспокоит судьба метафоры «Солнце, как в лапах шмеля».