Отдам маму в хорошие руки

Светлана НАБОРЩИКОВА

15.04.2015

В бескрайнем небе, но в спасительной близости от земли парит летательная конструкция. А в ней визжит от счастья такая нелепая и такая трогательная Люся. Это героиня Марины Голуб, решившая под занавес фильма добавить себе острых ощущений. 

Марина Голуб погибла осенью 2012 года. Неустроенная, недолюбившая Люся, упорно устраивающая чужое счастье, стала ее последней киноролью, а картина, пройдя трудности постпродакшна, выходит в прокат сейчас — с посвящением замечательной актрисе и странным названием «Мама дарагая!».

Можно решить, что дело происходит в Одессе, но нет, на экране — Санкт-Петербург. Название, на полном серьезе поясняют продюсеры, — случайность. Постер с ошибками напечатали большим тиражом, что же его теперь — под нож?

Хороший пиар-ход: мало кто из грамотных людей не изумится, прочитав такое. Удивление же — хороший повод заглянуть в кинотеатр. С правильным написанием заманить зрителя было бы труднее. Избаловали нас «Мамами». За последние три года одноименная франшиза предложила российским киноманам больше десятка новелл и полнометражный фильм на тему матерей и детей. 

Новая картина вроде бы выглядит частью этой обширной саги. Сходство очевидно и в эстетике (микст рекламного гламура с «доброй историей»), и в драматургии (комедия положений). Но вот сюжетный поворот — деспотичная родительница и затюканный «ботаник» — при всей узнаваемости получился свежим. В ранних «Мамах» сыновья были разными — дерзкими, нежными, платежеспособными и не очень, но за мамину юбку не держались. Так что «Маму...» можно считать вовремя подоспевшим высказыванием на важную социальную тему: как обустроить одиноких матерей и тем самым дать детям пожить в свое удовольствие.

«Если мама отдала тебе 17 лет жизни, то почему-то думает, что следующие 17 лет ты проведешь с ней», — заявляет персонаж комедии братьев Пресняковых «Как выдать маму замуж». В «Маме...» Галя (Ксения Раппопорт) отдала сыну Славику (Дмитрий Аверин) целых 22 года. Выросла и мера ответственности отпрыска за дальнейшую мамину жизнь.

Славик работает в аптеке, мама трудится по медицинской части. Ее цель — беречь и холить сына. Посуда для него моется по инструкции, из дома его не выпускают без защитной маски. Кроме того, Славик постоянно глотает таблетки — мама помнит, что на свет он появился слабеньким. Живут мать и сын в квартире, похожей на операционную — чистота, белизна, лампы дневного света. Соседка Люся, заходя в гости, надевает стерильный халат и бахилы. И все бы хорошо, но есть у родительницы «головная боль». Коллега сына, циничный провизор Химик (Игорь Яцко) ведет подрывную работу. Настраивает Славика на взрослую, отдельную жизнь. Маму же, ежедневно забирающую сына домой, именует «мадам Гитлер», хотя на самом деле она Бронштейн. При этом он явно положил на нее глаз, благо есть на что смотреть. Галя — женщина привлекательная. Тонкую талию и выдающийся бюст не в силах скрыть бесформенные «теткины» кофты.

Достоинств своих Галина не замечает, на мужчинах давно поставлен крест. Но, как известно, клин клином вышибают. Личная жизнь мамы с Химиком забурлит после того, как сын устроит свою. Явится в аптеку трепетная девушка Женя и влюбится в Славика с первого взгляда. Он, естественно, тоже. Суженых попытаются было разлучить Галя с Люсей. Найдут мальчику «правильную» невесту Зою, но процесс, как говорится, уже пошел. Химик мобилизует друзей и устроит серию каверз с участием Штыря — приятеля юности, рок-гуру и по совместительству пастора (Артур Ваха).

Этот колоритный персонаж с внешностью Бориса Гребенщикова и лексикой Сергея Шнурова (обсценные выражения в соответствии с «законом о мате» заменены эвфемизмами) в итоге  «распишет» Женю со Славиком, обратившись к ним со следующей речью: «Готовы ли вы, дети мои, жить с друг другом и в кайфе, и в геморе?» Получив утвердительный ответ, предложит, не откладывая,«плодить гуманоидов». В завершение церемонии поженит маму с Химиком и всех желающих. А оставшуюся не у дел экс-невесту Зою по-гусарски пригласит развеяться у моря.

В финале, где над Питером летает счастливая Люся, уже бегают маленькие дети. А мама Галя снова на сносях, и огромный живот — единственное, что на данный момент ее беспокоит. Сынок же Славик счастлив в собственном браке, за что и боролись. Вот такое веселое кино. Смотрится легко. Петербургские ландшафты и интерьеры сняты со вкусом. Актерский ансамбль хорош. Именно ансамбль. То, что те же Раппопорт, Голуб и Яцко — отличные актеры, мы и раньше знали.

Конечно, взыскательный критик найдет повод для придирок. Можно, например, заметить, что стильное жилье в свежеотреставрированном доме с видом на Английскую набережную вряд ли по карману Гале с сыном. Что провизору Химику в копеечку влетает аренда дебаркадера, пришвартованного в престижном месте. А комедия положений  разыгрывается достаточно предсказуемо. Но это мелочи. Главная задача — сделать доброе, в меру гротесковое, в меру эксцентричное семейное кино — выполнена. Для воскресного культпохода большего и не требуется.