Павел Санаев: «Каждый талант «выстреливает» в свой срок»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

25.03.2015

На экранах страны — народная комедия «Полное превращение». Представив фильм зрителям Ульяновска, Санкт-Петербурга, Волгограда, Краснодара, креативный продюсер и сценарист Павел Санаев поделился с «Культурой» размышлениями о современном кино и России. 

культура: Где картину принимали теплее всего? 
Санаев: В Питере. Вообще, тур прошел успешно. Нам важно было услышать смех в зале, ведь изначально планировали снимать не комедию, а фантастический триллер. Меня пригласили поправить сценарий и присмотреть за производством. Но накануне съемок от проекта отказался один из инвесторов, пришлось срочно переписывать историю. Триллер никак не придумывался, и тут — как джинн из бутылки — в сюжете появился добрый волшебник. 

культура: И одолжил юному риелтору прибор, позволяющий сканировать внешность окружающих и присваивать ее себе. Выглядеть красивым, убедительным, успешным. Но артефакт ломается, тут-то и начинается самое интересное. В конце концов герой признается в любви, буквально меняясь в лице — парень сбрасывает маски и вырастает на глазах. 
Санаев: На самом деле не важно, как выглядит человек. Если он искренен, то будет услышан и понят. 

культура: Смонтировав режиссерскую версию молодежного триллера «На игре», Санаев подарил картине вторую жизнь. Возникает ощущение, что Вы обладаете знанием секретов отечественного кинобизнеса. 
Санаев: Их не знает никто. В России много обожающих кинематограф профессионалов, а число успешных отечественных премьер не велико. Но в итоге все честно — каждый талант «выстреливает» в свой срок. Сколько досталось Лебедеву за «Волкодава», а он не опустил руки и ответил «Легендой №17».

Мама и отчим (Елена Санаева, Ролан Быков. — «Культура») учили быть лоцманом своих фильмов, участвовать в их прокатной судьбе. Многие культовые картины проваливаются в прокате. Например, антиутопия «Эквилибриум», вышедшая полгода спустя после «Матрицы», стоила 20 миллионов, а заработала в США всего один, но ее пересматривают едва ли не чаще, чем хит Вачовски. Таковы законы кино — зритель приходит в зал с «холодным носом», его нужно раскачать, увлечь. И тут приходится выбирать — взорвать стену равнодушия четырьмя килограммами тротила или заложить дважды по два. Целый месяц уговаривал продюсеров выпустить фильм целиком, не убедил. Смонтировал и отправил на американские фестивали за свой счет, заработал десять призов и пробился на международный рынок. В 2011 году «На игре» стал самым успешным российским фильмом в мировом прокате.  


культура: А как поживают «Хроники Раздолбая»? Есть ощущение, что лирический герой Вашего романа пережил экзистенциальный крах.
Санаев: Скорее, стресс, дающий возможность по-новому взглянуть на жизнь. Упражнение, позволяющее вытащить на свет подноготную человека, существует на самом деле — испытуемого бомбят вопросом «чего ты хочешь?». В конце концов, он не выдерживает и выдает свою сверхмотивацию. Завтра же планирую засесть за вторую часть книги. 

культура: Чем объясняете ее популярность? 
Санаев: Может быть, у меня получается конструировать характер? 

культура: Что вдохновило на литературное творчество? 
Санаев: Любимые книги. С детства зачитывался «Похождениями бравого солдата Швейка», затем увлекся Достоевским. Захотелось написать повесть — смешную, как у Гашека, и надрывную, как у Федора Михайловича. Так появилось «Похороните меня за плинтусом». 


культура: Чей писательский труд созвучен настоящему времени?
Санаев: Участвовал в работе жюри Букеровской премии и «Дебюта» — прочитал около полусотни романов. За редким исключением все плохо: где-то не работала история, где-то подводил герой. В трех дебютных текстах из двадцати — погибал насильственной смертью, в пяти — кончал с собой. Большинство молодых авторов считают сюжетную прозу уделом презренных беллетристов. Исключение — «Легкая голова» Ольги Славниковой. Очень талантлив Алексей Леснянский из Хакасии — автор искренней деревенской прозы. Увы, издатели не знают, как ее продавать.