Храни и смотри

Алексей КОЛЕНСКИЙ

27.02.2015

Вечером 27 февраля в Госфильмофонде России пройдет церемония закрытия XIX фестиваля архивного кино «Белые столбы». За пять дней смотра киноведы и критики увидели около пятидесяти вновь обретенных и отреставрированных лент. 

В главной рубрике фестиваля «Возвращение с победой» были представлены малоизвестные военные драмы, объединенные метасюжетом завершения Второй мировой: альманах Юткевича, Птушко и Пудовкина «Три встречи» (1948), польская психодрама Ежи Кавалеровича «Этого нельзя забывать» (1957), венгерские драмы — «Где-то в Европе» Гезы Радвани (1948) и «Так я пришел» Миклоша Янчо (1964). Главной премьерой ретроспективы стала многофигурная эпопея «Последний шанс» Леопольда Линдтберга 1945 года — это единственный швейцарский лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. 

Сенсацией стала подборка кино- и театральных материалов с участием Веры Пашенной и Бориса Щукина (сборники «Советское искусство» 1933–1942 годов) и актерские пробы к «Анне Карениной» Александра Зархи (кроме Николая Гриценко, на роль мужа героини претендовали Иннокентий Смоктуновский, Андрей Попов, Николай Черкасов, Евгений Евстигнеев). 

Открытием «Белых столбов» стал основатель украинской анимации режиссер Вячеслав Левандовский, в 1931-м проиллюстрировавший процесс зарождения и развития плода в 60-минутной научно-популярной документально-анимационной ленте «Рождение человека».

Выше всех взошла звезда американской сумасбродки Мириам Хопкинс — любимицы Маргарет Митчелл, считавшей ее лучшей претенденткой на роль Скарлетт в «Унесенных ветром». Не боявшаяся казаться смешной, страстная, эмоциональная, полижанровая Хопкинс была для Голливуда 30-х крепким орешком. Ее комедийный талант удалось раскрыть лишь Эрнсту Любичу в блистательных комедиях «Неприятности в раю» и «План жизни», ставших украшением фестиваля.


Киновед, режиссер Николай МАЙОРОВ

— Этот фестиваль для меня юбилейный — уже десять лет восстанавливаю анимацию и стереофильмы. В их числе первые советские цветные мультфильмы — «Лиса и волк» (1936), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937) Александра Птушко. По отзывам современников, это были красочные работы в колорите палехской росписи. Поскольку пленки были обесцвечены, я взял черно-белые позитивы, наложил соответствующую палитру и получил удивительный результат. Через мои руки прошли довоенные шедевры — «Волк и семеро козлят» Сарры Мокиль, «Теремок» Александра Синицына и Виталия Сюмкина с музыкой Исаака Дунаевского, «По щучьему велению» Александра Роу, первый советский цветной фильм «Карнавал цветов» Николая Экка 1935 года и первый в мире стереофильм «Концерт» Александра Андриевского, снятый шесть лет спустя. 

На этом фестивале представил цветные ленты — рисованного «Кота в сапогах» Зинаиды и Валентины Брумберг 1938 года, игровую «Майскую ночь» Николая Садковича 40-го и «Майскую ночь, или Утопленницу» Александра Роу (1952). Стереовариант этой картины из присутствующих видели лишь дебютировавшие в ней актрисы — Татьяна Конюхова и Лилия Юдина (посетители кинотеатра «Иллюзион» смогут оценить экранизацию Гоголя 27 февраля в 12.30 и 20.30). 

Сейчас работаю над восстановлением «Дня чудесных впечатлений» Роу. Это эффектная, снятая с использованием стереоэлементов документально-постановочная лента о жизни «Артека» в 1949 году. 


Научный сотрудник Российского института истории искусств Андрей АНДРЕЕВ

— Из увиденного тронули комедии Эрнста Любича с Мириам Хопкинс. Не потерялась в их тени и последняя живая звезда Великого немого — 96-летняя Бэби Пегги (настоящее имя — Дайана Серра Кэри), начавшая карьеру в 1921 году, с трех до шести лет успевшая сняться более чем в 150 фильмах. Удивило разнообразие материалов по истории Второй мировой и сильная немая программа — особенно недавно найденный сотрудниками Мюнхенской синематеки «Гомункулус» Отто Рипперта — шесть серий 1916–1917 гг., вдохновившие германские фантасмагории следующего десятилетия, начиная со знаменитого «Кабинета доктора Калигари» Роберта Вине. На закрытии фестиваля покажут первый эстонский фильм — комедию 1913 года «Жена напрокат».


Заведующий отделом истории отечественного кино НИИ киноискусства Николай ИЗВОЛОВ:

— Эксгумировать фильмы — все равно, что трогать за бороду Карла Маркса. Но если серьезно, это рутинная «археологическая» работа, плоды которой представлены на фестивале документальным детективом Дмитрия Золотова «В поисках утраченной «Почты». В нем мы с Сергеем Каптеревым разыскиваем в мировых фильмохранилищах звуковую версию анимации Михаила Цехановского «Почта» 1929 года. Ее мы пока не нашли, но в наш «невод» угодил второй фильм режиссера-авангардиста «Гопак» и его послевоенная сказка «Девочка в джунглях» — одна из первых работ художника Федора Хитрука. А еще нашли отрывок «Пана Твардовского» Владислава Старевича 1917 года и фрагмент «Улицы поперек». Ранний шедевр Сутеева и Атаманова 1931 года был «шинелью», из которой вышли будущие классики — Петр Носов, Леонид Амальрик, Иван Иванов-Вано. Эти находки фигурируют в наших «Поисках». За кадром остался фильм о первой экспедиции к месту падения Тунгусского метеорита — «В тайгу за метеоритом» (1921) и хроникальная лента «Афганистан» Владимира Ерофеева (1928). Наши находки можно увидеть в Госфильмофонде. Но белых пятен в синематеках осталось не на одно поколение энтузиастов: общие потери мирового кинофонда составляют 80 процентов. Надо спешить спасать то, что еще можно.