Юнус-Бек Евкуров: «Кинопрокат должен быть государственным»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

06.09.2013

28 августа в Ингушетии состоялось выездное заседание Союза кинематографистов России, в ходе которого было подписано соглашение о сотрудничестве СК и Госфильмофонда с этой северокавказской республикой.

Днем ранее в муниципальном Доме культуры праздновали День российского кино. На сцену поднимались Лариса Лужина, Наталья Варлей, Борис Галкин. Тимофей Федоров исполнял песни из советских кинофильмов, и ему подпевал зал. Учитывая обстоятельства места и времени, это дорогого стоит.

Дело в том, что Ингушетия уже давно существует вне кинематографического пространства, здесь не работает ни один кинотеатр. Первый за 23 года экран подарен Госфильмофондом. Проекционное оборудование — председателем СК РФ Никитой Михалковым. Подарки заработали на ура: 18 минут ингушской хроники 20–30?х годов, найденных в Красногорском архиве, потрясли врио президента республики. Юнус-Бек Евкуров ахал: «Как мы жили! Видите — свадьба? Кто-нибудь палит в воздух? Не было этого!»

На официальной встрече с участием главы правительства, председателя Народного собрания и министра культуры Ингушетии были приняты решения о развитии кинопроизводства и проката на Северном Кавказе. В приветственном слове Евкуров отметил важную роль кинематографа в деле духовного оздоровления и социальной адаптации молодежи, повышении престижа рабочих профессий и гарантировал отчисление двух процентов республиканского ВВП на национальную кинофикацию.

Ведущий встречи, заместитель председателя СК Клим Лаврентьев, озвучил повестку дня: «Первый вопрос — роль государства в производстве, хранении, прокате и показе документальных, научно-популярных, учебных, образовательных и анимационных фильмов в регионе. Второй — создание Северо-Кавказского межрегионального объединения, ассоциации Союза кинематографистов России. Третий — открытие в Ингушетии представительства СК и назначение его руководителя».

Секретарь СК Олег Иванов представил участникам общую картину отечественного проката. В СССР работало более 14 000 киноустановок. Сегодня на 1100 городов России приходится 500 многозальников и столько же современных кинотеатров с одной площадкой. Соотечественники смотрят фильмы на 3000 экранов. По сборам Россия занимает девятое место в мире, наш прокат приносит 40 миллиардов рублей в год. Но, увы, на российскую картину продается лишь каждый седьмой билет. И только четыре из 80 ежегодно выпускаемых отечественных лент собирают миллионную аудиторию. Большинство не в состоянии преодолеть отметку 20?000 зрителей. Фактически наш прокат работает на Голливуд. Президент Путин уже поставил задачу как минимум удвоить количество залов. «Прежде всего, охватив киносетями малые города, что в принципе не рентабельно и требует бюджетных вложений»,?— подчеркнул Иванов.

Юнус-Бек Евкуров поддержал кинематографиста: «Прокат должен быть государственным. Его нельзя отдавать в частные руки — человеку, имеющему смутную идеологию, дельцу, который будет на нем зарабатывать. Насчет кадров и архивов: пора вернуть на Кавказ все, что было о нем снято! Для хранения и показа — в виде цифровых копий из красногорского фонда. На этом материале мы воспитаем свои творческие кадры и возродим производство национальных фильмов».

Выступил и председатель Дагестанского республиканского отделения СК РФ Магомед Сулейманов: «В нашей огромной республике работают всего четыре кинотеатра из 1700 построенных при советской власти. Все площадки приватизированы. Почему бы не вернуть их в ведение государства?» И высказал пожелание безвозмездно предоставлять в возрождающийся национальный прокат хотя бы 30 российских картин в год. Посетовал, что в одну перестроечную ночь весь национальный киноархив — 10?000 копий — был сожжен и утоплен в проруби религиозными фанатиками. Поддержал введение кинематографического кодекса чести — Этической хартии. Призвал защитить зрителей от экранного насилия, порнографии, наркомании, криминального жаргона.

Оргсекретарь Кабардино-Балкарского отделения СК Евгений Сухомлинов поделился впечатлениями об участии в Первом якутском международном кинофестивале: «Республика Саха — самая активная в России по производству национального кино. Снимают на ручные камеры, монтируют за очень небольшой бюджет. Выступал директор кинотеатра, который сказал, что с 2009 года показал 47 якутских игровых картин, и они заработали ему 15 миллионов рублей. У них наработка на копиях сопоставима с фильмами Тимура Бекмамбетова и выше, чем у американских хитов».

Цитируя историка кино Жоржа Садуля, режиссер Суламбек Мамилов подчеркнул важность отрасли в деле формирования национального самосознания: «Франция перед войной снимала фильмы ни о чем и сдалась Германии, а в СССР после «Трактористов» советские юноши начали записываться в танкисты!»

Собравшиеся были едины во мнении: кинематограф — важная сила в противостоянии исламскому фундаментализму, подрывающему традиционные культурные устои народов Кавказа.

Клим Лаврентьев предложил создать Северо-Кавказское объединение Союза кинематографистов России под руководством Вячеслава Гулуева и обещал содействовать Ингушетии в организации и проведении кинофестивалей регионального, российского и международного уровней, премьер, киноакций и ретроспектив.