Уборщица во Вселенной

Алексей КОЛЕНСКИЙ

06.02.2015

На экранах страны комедийно-фантастический 3D-боевик от создателей «Матрицы».

«Я ненавижу свою жизнь», — бормочет Юпитер Джонс (Мила Кунис), просыпаясь под пиликанье электронного будильника. На табло «4.45», впереди — бесконечный серый день, посвященный борьбе за чистоту чикагских туалетов. Юная уборщица не догадывается, что обладает уникальным набором генов, дающим право на владение обитаемыми мирами. Этот факт тревожит лишь ее инопланетных родственников — не желая делиться имуществом, могущественные наследники клана Абрасакс посылают на Землю охотников за головами. Но один из головорезов, элитный спецназовец, человековолк Кейн (Ченнинг Татум), решает сыграть свою игру: он спасает девицу из лап конкурентов и раскрывает ей глаза на судьбу «лучшего из миров». 

Оказывается, Земля — грядка, засеянная человеческим ДНК, для производства эликсира, употребляемого хозяевами Вселенной. Как только популяция достигнет критической массы, ее утилизируют и перегонят в нектар, омолаживающий продвинутых Homo sapiens. Юпитер может избежать подобной участи и спасти планету — в случае, если успеет занять подобающее ее генам место на верхушке «пищевой пирамиды». Абрасаксы делают все, чтобы этого не произошло. Они разлучают девушку с верным Кейном и уносят в  свои миры, рассчитывая приручить землянку и прикарманить ее наследство. 

Не скрывая аллюзий на «Волшебника из страны Оз», Вачовски подвергли историю Фрэнка Баума остроумной деконструкции. Подменили канзасскую сироту русской Золушкой (настоящее имя Юпитер — Катя Болотникова, кстати, это девичья фамилия мамы Милы Кунис), верного Тотошку — летучим ликаном и отфутболили их не в сказочную страну, а в космическую бездну. Нравоучительная эпопея обернулась постмодернистской опереттой, героине которой пришлось не опекать очаровательных чудаков, а перековываться в светскую даму, уподобляясь сладким и гадким сверхчеловекам Абрасаксам. 

Навещая галактических родственников, Юпитер подвергается искушениям. Мудрая красавица Калик (Таппенс Мидлтон) дарит сестре вечную молодость в обмен на лояльность. Ослепительный плейбой Титус (Дуглас Бут) предлагает руку и сердце. А когда «пряники» заканчиваются, безжалостный негодяй Балем (Эдди Редмэйн) берется за кнут... Он похищает мать девушки (Мария Дойл Кеннеди), угрожает ей смертью, вынуждает Юпитер отречься от права наследства и тем самым обречь землян на Армагеддон.  

Увы, Юпитер не выдерживает ни одного испытания. Но как только открывает рот, чтобы прошептать «да», в чертоги коварных аристократов врывается Кейн. Вновь и вновь спасая девушку, суперволк похищает сердце простушки. 

«Добро пожаловать в пустыню Реального», — напутствовал Морфеус Нео, спасенного из «матричного» ада. Вновь оседлав фабулу о полетах во сне и наяву, Вачовски поменяли местами пролог и эпилог: унаследовав Землю, Золушка добровольно вернулась в свою «пустыню» — к грязным унитазам... 

Украшая картину образами создателей фантастических миров, Вачовски пошалили всласть. В подворотнях Чикаго буйствуют «бегущие по лезвию бритвы» киборги и полуволк из «Другого мира». Барочные дворцы «Звездных войн» патрулируют суровые некромонгеры из «Хроник Риддика», плетут интриги расфуфыренные фрики и прямоходящие рептилии «Пятого элемента». В загроможденных загадочными приборами каморках окопались бюрократы гиллиамовской «Бразилии», просторы Вселенной бороздят крейсеры «Звездных путей». Балаган под завязку набит комичными злодеями, припудрен юмористическими монологами, обклеен мистическими этикетками (Юпитер — астрологический покровитель успеха, Абрасакс — владыка гностических Небес и Эонов). 

Устав нести бремя передовиков фантастического дискурса, пророки «Матрицы» совершили авторское харакири и доказали: глубокомысленный киберпанк, вернувшийся на подмостки в обносках фарса, достоин аплодисментов.