Вера Глаголева: «Файнс обещал выучить русский и сдержал слово»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

22.01.2015

22 января вышла экранизация тургеневской пьесы «Месяц в деревне». Накануне премьеры «Культура» встретилась с режиссером «Двух женщин» Верой Глаголевой.

культура: Как родилась идея экранизировать комедию Ивана Сергеевича?  
Глаголева: Вместе с продюсером долго искали сценарий на современный сюжет, который бы нас увлек. Как раз на «России 1» стали появляться удивительные сериалы — «Достоевский», «Идиот». И меня потянуло в красивое время. 

культура: «Месяц в деревне» — пьеса, из которой, будто из шинели, вышел Чехов. 
Глаголева: Мы это понимали, учитывали богатую историю прочтений пьесы, в моей памяти оставался шлейф впечатлений от спектакля Эфроса на Малой Бронной и его телеверсии. 

культура: Постановка Анатолия Васильевича игралась на Ольгу Яковлеву. Ваша Наталья Петровна другой породы — страстная барыня, мучительно решающая: броситься в объятия студента или подождать.
Глаголева: Женщина на грани нервного срыва. Юноша живет у нее в имении уже 28 дней — в душе хозяйки успел разгореться пожар.

культура: Как подбирали актерский ансамбль?
Глаголева: С мужскими партиями определиться было проще, с женскими — сложнее... Долго колебалась, выбирая дебютантов, особенно — Верочку. Меня убедила тонкая энергетика Ани Левановой: ее открытость, беззащитность. Рада, что не ошиблась.

культура: Главное откровение картины — сыгравший Ракитина Рэйф Файнс и Сильви Тестю, виртуозно перевоплотившаяся в провинциальную француженку-приживалку. Как удалось заполучить европейских звезд?
Глаголева: Удивительно просто. На фестивале «Зеркало» мы ужинали на пароходе, мимо столика проходил Рэйф. Я обернулась: «О, Ракитин, добрый вечер!» Он улыбнулся в ответ. Разговорились. Выяснилось, что Файнс помнит наизусть «Евгения Онегина»,  прекрасно разбирается в творчестве Тургенева. Файнс давно обещал себе выучить русский и сдержал слово, с огромным энтузиазмом включился в проект. 

Снимая картину, мы шли от сцены к сцене, как в театре. Перед финалом я увидела Рэйфа и поразилась — Ракитин буквально растаял от нелюбви. Файнс выжал из себя все, его прощальная полуулыбка — один из самых потрясающих моментов картины.  

История с Сильви Тестю напоминала анекдот. Пытаясь отыскать смешную барышню, я перебирала фотографии характерных актрис. Увидела лицо — такое хорошее, милое, озорное. Мне подсказали: это обладательница двух «Сезаров», и я поняла, что она никогда не согласится. К счастью, ассистентка не послушалась, связалась с актрисой, мы приехали в Париж, встретились в кафе, и Сильви сразу сказала «да» — еще студенткой она играла «Месяц в деревне».

Работать с Тестю одно удовольствие, ей не надо объяснять дважды. И хотя роль небольшая, Сильви купалась в ней, максимально детализируя каждый жест. Ни минуты не сидела на месте, была в восторге от винтажных платьев, порхала по площадке. С ней безумно весело и интересно.

культура: Как принимали экранизацию в Европе? 
Глаголева: На премьере в Триесте тысячный зал аплодировал стоя, пока не прошли титры. Европейская популярность Тургенева не уступает российской. 

культура: Кто из постановщиков дал лучший мастер-класс?
Глаголева: Работала с Нахапетовым, Мельниковым, Арановичем, Худяковым, постоянно впитывала профессиональный опыт. Особенно легко было с Эфросом, который почти не репетировал, немного показывал, и все всё понимали. От разбора материала до прочтения роли Анатолий Васильевич мне ближе всех.

культура: Эфрос как никто умел показать внутреннее пространство актера, работу души...
Глаголева: Завораживающую даже в телефильмах — начиная с арбузовской «Тани» до абсолютно современного «Печорина». Сохраняя органику, целомудрие, недосказанность, правду существования, он преодолевал время. В его актерах нечто рождается и будто не умирает. Как, из чего, почему? Сегодня следила бы за ним совершенно иными глазами. 

культура: Что самое трудное в игре и режиссуре?
Глаголева: Для сцены прежде всего необходимо зрелое мастерство. Актер чувствует зал — если теряешь внимание зрителей, каждая секунда наваливается как вечность. Ощущение, близкое к панике, его нелегко преодолеть. 

Самое главное в режиссуре — понять, чего хочешь на самом деле. Иногда я долго выбираю актеров. Переживаю нехватку времени на разбор и репетиции, стараюсь все обговаривать «на берегу», но порой приходится убеждать кого-то на площадке, и это непросто. 

культура: Кто из современных российских постановщиц Вам ближе всего?
Глаголева: Оксана Бычкова. Ее дебют «Питер FM» — ритмичная, пульсирующая, стильная, пронизанная добротой и теплом картина.

культура: Что дорого в советском кино? 
Глаголева: «Когда деревья были большими» и «Дом, в котором я живу» Кулиджанова, «Был месяц май» и «Весна на Заречной улице» Хуциева, «Сорок первый» и «Баллада о солдате» Чухрая, «Отец солдата» Чхеидзе, «Летят журавли» Калатозова. Пересматривая эти фильмы, всякий раз открываю что-то новое.