Иштван Сабо: «В моем фильме могли сыграть или Елизавета II, или Хелен Миррен»

Светлана ХОХРЯКОВА

29.06.2012

Венгерский классик, обладатель «Оскара», автор трилогии «Мефисто», «Полковник Редль» и «Хануссен», Иштван Сабо — самая крупная фигура в конкурсе 34-го ММКФ.

«Дверь» по роману однофамилицы Магды Сабо — история взаимоотношений двух ярких героинь на фоне 60-х годов прошлого столетия. 74-летний мэтр мирового кино объясняет свой интерес к женщинам тем, что сам он мужского воспитания не знал. У его поколения отцы погибли во время Второй мировой. Главные роли в фильме «Дверь» исполнили британская актриса Хелен Миррен и звезда немецкого кино Мартина 

Гедек.

культура: Почему возник именно этот сюжет и этот роман?

Сабо: Магда Сабо, с которой мы были хорошо знакомы, мечтала, чтобы какой-нибудь из ее романов был экранизирован. Причем отдавала предпочтение не тому, за который я в итоге взялся. Она знает что-то важное про природу человека, поэтому зрители после просмотра фильма остро переживают собственные проблемы, стремятся примириться с теми, кому, возможно, причинили боль. В центре романа и нашего фильма — два очень сильных характера. У наших героинь разная природа, и они оказывают сильное воздействие друг на друга, не учитывая того, что изменить ближнего невозможно. Люди по-разному воспринимают мир. Нельзя навязать человеку свои мысли и чувства. Многие годы наша жизнь была подчинена сильному диктату идеологии, но живые чувства не убить. Это я и хотел сказать своим фильмом.

культура: Герои Ваших картин почти всегда охвачены тяжелыми воспоминаниями. Что для Вас прошлое и память? Тяжкий груз, от которого трудно избавиться?

Сабо: Я не философ и не эстет. Я простой кинорежиссер. Мне трудно сказать, что означают воспоминания, память. Это индивидуально. Хотя, наверное, с этими понятиями для любого человека из Центральной Европы связано нечто общее. Последние сто лет стали самыми ужасными из того, что пережило человечество: две мировые войны, революции, миллионы жертв. Почти каждая семья имеет такого рода потери. Все страдали.

культура: Трудно ли работать с такими большими актрисами, как Хелен Миррен и Мартина Гедек?

Сабо: Когда я решал, кто же сыграет роль пожилой героини, живущей в своем закрытом мире, то пришел к выводу, что воплотить этот божественный и в то же время простой образ смогут только королева Елизавета II и британская актриса Хелен Миррен. Ей-то я и предложил сценарий. Мы подобрали одежду, подходящую для домработницы, нашли старую обувь. Внимательно осмотрев одну пару истрепанных туфель, Хелен примерила их и сказала: «Теперь я поняла, кто моя героиня». Так что нужно научиться носить обувь другого человека, чтобы понять его душу. Мартина Гедек — из Германии, она очень вдумчивая, умеет прекрасно анализировать материал. Каждый раз я с восторгом слушал ее трактовки сценария и образа героини — писательницы. С Мартиной замечательно работалось. В крошечной роли снялся мой друг, кинорежиссер Иржи Менцель. Как-то он попросился сыграть что-нибудь в одной из моих картин. А в ответ пригласил меня на эпизод в свой фильм «Я обслуживал английского короля». И хотя я никудышный актер, не смог отказать. С той поры мы стали друг для друга чем-то вроде талисманов.

культура: Что Вы думаете о современном кино?

Сабо: Я признаю искусство, способное потрясать, в центре которого стоит человек. Мне интересна его душа. Важно почувствовать историю героя как свою, хотя бы на несколько секунд. Тогда можно и в себе что-то изменить. В общем, важно походить в башмаках героя. За последние тридцать лет кино сильно изменилось. В него вкладывают большие средства и получают еще более крупные дивиденды. Искусство как таковое вытесняется молохом киноиндустрии. И все это в итоге пожирается индустрией развлечений. Кино превращается в движущиеся картинки. Телевидение тоже вносит свою лепту, ориентирует кинорежиссера на зрителя, способного в любой момент прервать просмотр и продолжить его после похода на кухню за банкой пива. Теперь композиции Эйзенштейна не используешь. Все должно быть в центре и хорошо видно. Никаких темных поверхностей. Благодаря интернету кино можно воровать, компилировать, использовать как свое, даже если не ты его снимал. Я видел рекламу по болгарскому телевидению, где популярный актер выкладывает содержимое холодильника в свой портфель и в этот момент заходит хозяин квартиры. Он спрашивает: «Что вы здесь делаете?» Актер отвечает: «Если вы пиратским образом украли мой фильм, то почему бы и мне вас не ограбить? Ведь я теперь не имею средств, чтобы кормить семью». Этим все сказано.