Филипп Дюран: «Лино Вентура стеснялся любовных сцен»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

28.11.2014

Во Франции вышла в свет новая биография Лино Вентуры. В этом году звезде французского кинематографа исполнилось бы 95 лет. Парижский корреспондент «Культуры» встретился  с автором книги — известным киноведом Филиппом Дюраном.  

культура: Вентура умер 27 лет назад, но по-прежнему остается культовым актером для миллионов французов. В чем причина его популярности?  
Дюран: Для своей эпохи Вентура был по-настоящему знаковой фигурой. На его фильмах выросло целое поколение французов. Одни видели в нем надежного друга, другие — хорошего мужа, третьи — заботливого родителя. Лино отличала удивительная естественность и искренность. Никакой показухи. Вентура был сильной личностью в жизни и на экране. 

культура: Однако кинокритики порой упрекали его в том, что он всегда играет одного и того же персонажа — самого себя. 
Дюран: У него было амплуа. Вентура хорошо знал свои сильные и слабые стороны и отказывался от ролей, которые ему не подходили. Порой, действительно, могло показаться, что Лино повторяется. Во многих фильмах на нем даже один и тот же галстук... Но публику покоряло, что его герои — будь то полицейский, бандит или отец семейства — шли против течения, совершали то, о чем зрители могли только мечтать. Нравилось и то, что суровая внешность скрывала нежную, легкоранимую душу.   

культура: Актером Вентура был французским, но сохранил итальянский паспорт до конца жизни.
Дюран: Лино появился на свет в Парме. Его родители вместе с сыном бежали от фашистского режима во Францию. Отец сразу бросил семью, так что воспитала его мать, которая служила горничной в отеле. Мальчишкой ему пришлось самому зарабатывать на жизнь. 

культура: Задолго до кино Вентура сделал себе имя в спорте и очень гордился менталитетом победителя. 
Дюран: В 16 лет Лино занялся борьбой, завоевал звание чемпиона Европы, но в одном из поединков Вентуре сломали ногу, и ему пришлось оставить профессиональный спорт. Тогда он начал устраивать поединки по кетчу. 

культура: Как же бывший борец попал в кино?
Дюран: Ему было около 35 лет, когда режиссер Жак Беккер неожиданно предложил ему роль в фильме «Не тронь добычу». Лино долго колебался, но в конце концов согласился. Хотел встретиться со своим кумиром — Жаном Габеном, который также был занят в этой ленте. Сам Габен сразу оценил талант Вентуры, даже несколько раз приглашал его вместе сниматься. Они оставались друзьями до самой смерти Габена в 1976 году. 

культура: Вентура никогда не учился актерскому мастерству, не брал уроков, не занимался ни в каких театральных школах. 
Дюран: Он обладал врожденным талантом, о котором даже сам не подозревал. Играл по наитию. Вентура ведь рос на улице — сначала в Италии, потом во Франции, хорошо знал местные нравы, отличался наблюдательностью. Будучи, по сути, настоящим итальянцем, Лино прекрасно вписался во французский кинематограф. Он снялся примерно в 75 фильмах, в том числе культовых — «Сицилийский клан», «Дядюшки-гангстеры», «Зануда», «Второе дыхание», «Прощай, полицейский!». Даже сейчас их охотно смотрит молодежь. До сих пор картины Вентуры на телевидении собирают огромную аудиторию. Хорошо продаются и DVD с его фильмами. Вентура замечательно сыграл в нескольких итальянских лентах, но, к сожалению, отказался от ролей в фильмах Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» и Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени». Дело в том, что Лино не знал английского, ему тяжело давалось общение. В иностранных фильмах он чувствовал себя чужаком. 

культура: Но и во Франции с Вентурой было совсем не просто иметь дело.
Дюран: Он был очень требователен на съемках и хотел, чтобы режиссер был настоящим лидером, капитаном на корабле. В этом плане он опять-таки напоминал Жана Габена. 

культура: Вентура имел репутацию настоящего мачо. 
Дюран: Он им и был. Предпочитал чисто мужские компании и, подобно другим мачо, робел в присутствии прекрасного пола. Лино даже толком не знал, как вести себя с актрисами на съемках. Особенно тяжело ему давались любовные сцены, вспоминает Мирей Дарк. Вентура сразу терял уверенность. Но все это не мешало ему пользоваться колоссальным успехом у женщин — причем как у молоденьких девушек, так и у весьма зрелых дам, которые порой при виде него падали в обморок. Чтобы покорить женское сердце, ему достаточно было улыбнуться. Вентуру это страшно удивляло. 

культура: Говорят, он умел считать деньги и был по-крестьянски скуповат? 
Дюран: Насчет скупости не знаю, но в делах никому подарков не делал. Вентура прекрасно понимал, что у него большой «коммерческий» вес. Обычно сам назначал гонорар за свое участие в фильме. Так было и с его дебютом в ленте «Не тронь добычу». Лино запросил миллион франков — по тем временам огромную сумму. Больше заплатили лишь самому Габену. Если на его условия не соглашались, он отказывался сниматься. На этой почве у него время от времени возникали конфликты с продюсерами. Вентура был одним из самых высокооплачиваемых киноактеров, но, разумеется, получал гораздо меньше, чем нынешние звезды, особенно американские. 

культура: Актер порой производил впечатление несчастного, одинокого человека. 
Дюран: Отчасти он таким и был. Одна из его дочерей, Линда, родилась умственно неполноценной. Для Лино это была трагедия. Поэтому заботу о больных детях он считал делом своей жизни. Актер создал благотворительный фонд «Подснежник». На сегодняшний день он располагает примерно сорока специализированными домами во Франции. 

культура: Одна из лучших ролей Вентуры — Жан Вальжан в экранизации «Отверженных» режиссера Робера Оссейна.
Дюран: У Лино много общего с героем Гюго: великодушие, отзывчивость, доброта, мужество, одиночество, борьба за справедливость. Кстати, Оссейну стоило немалых усилий уговорить его на эту роль — Вентура терпеть не мог костюмированных съемок. 

культура: Нашлись бы сегодня роли для Вентуры?
Дюран: Современный кинематограф совсем другой. Не уверен, что Вентура, Габен или даже Бельмондо были бы сегодня так уж востребованы. Все они дети своей эпохи. Да и в кино больше нет настоящих звезд — не считая, быть может, нескольких американских актеров. Раньше выход фильма с Лино Вентурой был событием. Сегодня же актеры вторичны. Одними звездами зрителя уже не заманишь.

культура: Почему кинематограф так сильно изменился за последние десятилетия? 
Дюран: Свою роль в этом сыграли телесериалы, интернет, всевозможные гаджеты, видеоигры с их супергероями. У молодежи другой взгляд на кино. Она скучает, когда смотрит «Леопарда» Висконти, потому что не понимает, о чем речь. Действие должно развиваться стремительно. Нужен экшн. Кино больше, чем когда бы то ни было, напоминает индустрию, которая, по словам Бельмондо, финансирует искусство. Благодаря кассовым лентам, блокбастерам существует авторское кино.  

культура: В свое время вместе с Вентурой играли Жан-Поль Бельмондо и Ален Делон. Старая гвардия окончательно ушла со сцены? Помнится, недавно Клод Лелуш собирался снимать трилогию с Бельмондо в роли гангстера. 
Дюран: Жан-Поль дает согласие, а потом отказывается. Он предпочитает жить в свое удовольствие, проводить время между Парижем и Канном и не обременять себя съемками. Порой он удостаивает своим присутствием посвященные ему кинофестивали. Мне кажется, что вопреки всем обещаниям Бельмондо в кино не вернется.

культура: Наверное, и Делон сказал последнее слово? 
Дюран: Ему ужасно хочется сниматься, но проблема в том, что Ален слишком высоко ставит планку, ждет чего-то исключительного и отказывается от «рядовых» предложений. Однако вряд ли он встретит таких мэтров, как Висконти, Антониони или Мельвиль, у которых сыграл свои лучшие роли. Пускаться же в авантюру, которая может окончиться для него неудачей, Делон не хочет. Кроме того, многие режиссеры, по их собственному признанию, не осмеливаются приглашать таких мегазвезд, как Делон или Бельмондо.

культура: Да и возраст дает себя знать. Как-никак, Делону только что исполнилось 79. 
Дюран: Для такого большого актера, как Делон, возраст не помеха. Вспомним хотя бы Жан-Луи Трентиньяна, которому было за 80, когда он сыграл одну из лучших своих ролей в фильме Михаэля Ханеке «Любовь». Эта картина даже принесла ему премию «Сезар». Или Мишель Буке — в свои 89 лет он продолжает играть и в кино, и в театре.

культура: К счастью, остается Жерар Депардье.
Дюран: Жерар по-прежнему супервостребован. Актера такого масштаба нет и не было во французском кино. Он продолжает интересоваться абсолютно всем, и это порой отвлекает его от служения искусству. Однако я уверен, что Депардье ждут новые великие роли.