Александр Баранов: «Стране необходима критическая масса честных людей»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

20.11.2014

В российский прокат вышла народная комедия «День дурака», снятая по мотивам гоголевского «Ревизора» при участии Следственного комитета РФ. Заинтригованная «Культура» встретилась с режиссером картины Александром Барановым. 

культура: Официальный орган заказал картину или не смог отказаться от предложения кинокомпании Bazelevs? 
Баранов: Заказа не было и быть не могло. Общение со Следственным комитетом проходило на уровне консультации. Мы показали сценарий сыщикам, чтобы уточнить диалоги милиционеров. Им понравился материал, в процессе съемок родилась идея финала с участием Владимира Маркина. Это логично: почти ежедневно выступая по телевизору, он рассказывает про аресты нечистых на руку чинуш. Я предложил продюсеру воспользоваться ситуацией: коррупционеры напуганы, давай пошлем к ним аферистов под видом ревизоров. 

культура: Отчего Гоголь не указан в титрах?
Баранов: Не понимаю! Николай Васильевич упоминался в  подготовительных материалах, но «пропал с радаров» на постпродакшне. Как бы то ни было, сюжет тут — не более чем прием. В комедиях положений «обознатушки» случались задолго до «Ревизора», я их не планировал — отталкивался от идеи приключений пары авантюристов. А Бекмамбетов мечтал осовременить пьесу Гоголя, предложил почитать сценарий, который мне не понравился. К злободневной сатире отношусь с подозрением — это скоропортящийся продукт, мало интересный людям.

культура: Кто из наших комедиографов Вам близок?
Баранов: Рязанов, Гайдай, Данелия. У нас прекрасная школа, не могу припомнить, чтобы хохотал на каком-нибудь голливудском «Мальчишнике». 

культура: Молодая пара в «Дне дурака» типажно смахивает на ребят из «Горько!». У Вас также играется свадьба, организованная влиятельным папой.
Баранов: И в мыслях не было войти в ту же воду. Должно быть, сработали архетипы. 

культура: Ваши коррупционеры — милые безобидные недотепы. Черт попутал их встать на кривую дорожку? 
Баранов: Коррупционеры — не абстрактные злодеи, а обычные люди, как и мы. Помню, гостил за городом у друга-депутата. Попарились в баньке, разговорились. И вдруг его понесло: принялся костерить Березовского, не мог остановиться. Я поинтересовался: ты, что ли, живешь на зарплату? Эта усадьба стоит минимум десять миллионов долларов. Обиделся, вспыхнул: мне, говорит, сами несут, никого не заставляю... В «Дне дурака» была старушка божий одуванчик — увидела брошенную машину, не удержалась от соблазна — залезла. Прихватила, что приглянулось, и пошла своей дорогой. Исчезла при монтаже.

культура: Высокопоставленные негодяи — плоть от плоти советских несунов?
Баранов: Это иная форма жизни. Брали взятки и воровали во все времена, но сейчас размах коррупции стал угрожать национальной безопасности. Стране как воздух необходима критическая масса честных авторитетных людей. На самом деле, их большинство — учителя, ученые, врачи... 

культура: Попадая во власть, понимают: с волками жить — по-волчьи выть? 
Баранов: Не все так однозначно. Дело в приоритетах: обогащаться за счет тех, кто не допущен к корыту, — стыдно. Давать на лапу — так же гадко, как и брать. Понимания этих простых истин достаточно для оздоровления общества. 

культура: Одиннадцать лет назад Вы завоевали народную любовь сериалом «Участок».
Баранов: Его обзывали лубком и китчем. А из глубинки мешками шли письма: «Спасибо за правду! На самом деле, мы живем не как показывают по телеку, а как на «Участке», и Хали-Гали (персонаж Валерия Золотухина) свой имеется». Горжусь, что искусство опровергло суровую информационную картину.

культура: Над чем работаете?
Баранов: Снимаю сериал «Тайна кумира» — о советской эстраде 80-х. С 24 ноября «Россия 1» начнет показ моей «Екатерины» — 12 серий про первые годы царствования императрицы.

культура: Тема присоединения Крыма раскрыта?
Баранов: Стоит на повестке дня. Ведь мы завоевывали полуостров не от хорошей жизни — много лет пытались поладить с крымскими татарами, угонявшими в рабство русских людей...


О чем «Ревизор»-2014

Банковский коллектор пытается выбить долг из набравшего кредитов швейцара столичного отеля. Перепуганный Ванька сочиняет легенду о проживающем в глубинке состоятельном папаше. По дороге к мифическому родителю авто коллектора и должника таранит джип мэра провинциального городка. Героям «шьют» дело. Но, ошибочно приняв их за сотрудников Следственного комитета РФ, отпускают, окружая лаской и заботой...