Деньги нашли героев

Алексей КОЛЕНСКИЙ

30.07.2013

В Министерстве культуры прошли очные питчинги Экспертного совета по игровому кино.

Три дня в Большом зале Минкульта режиссеры, продюсеры, кинокритики, руководители отрасли решали судьбу государственных субсидий на производство фильмов для детей и взрослых, дебютов и сложно-постановочных авторских картин.

У создателей было пять минут на рассказ и видеопрезентацию снимающейся или запланированной к производству работы. Каждый из авторов озвучил замысел, ответил на два-три вопроса экспертов и назвал требуемую сумму безвозвратного финансирования. Подобные презентации с целью привлечения инвесторов называются питчингом («pitch» — выставлять на продажу). Основные итоги открытых обсуждений: деньги нашли художников, кинематографистам стали ясны государственные приоритеты.

В первый день рассматривали дебюты. Самый неожиданный из десяти победителей — Юрий Арабов. Драматург получил поддержку режиссерского старта «Русских жен» — про наших соотечественниц, переживших албанскую «политическую весну» 60?х годов.

Далее обсуждались картины для детей. Николая Хомерики благословили на съемки мелодрамы о первой любви «Завтра утром». Валерия Гай Германика собирается осовременить «Оле-Лукойе» — ее «Ночник» тоже одобрен.

Третий день — главный. На сцене зажигали звезды — крупные продюсеры, известные режиссеры и артисты. Красноречие спикеров позволяло ощутить фактуру и масштаб творческих замыслов, соответственно которым объем запрашиваемых сумм вырос по сравнению с прошлыми днями, в среднем, с 30 до 50 миллионов рублей. Как правило, это четверть бюджета авторской фестивальной картины.

Прилетев на полдня из Заполярья, Андрей Звягинцев рассказал об экранизируемой им современной версии библейского «Иова». Удивился отсутствию вопросов. Молчание объяснялось просто: «Левиафан» заворожил.

Александр Шейн вместе с вдохновительницей проекта Чулпан Хаматовой представили «Маяковского». Жюри убедил смонтированный материал кинопроб Юрия Колокольникова (поэт) и Хаматовой (Лиля Брик). На успех режиссера сработал и досадный провал телесериала о последних днях «агитатора, горлана-главаря».

Продюсер Сабина Еремеева тонко расставила акценты в устной презентации «Чайковского» Кирилла Серебренникова. Адаптировать 6?ю симфонию к картине собирается Майкл Найман.

Рэйф Файнс обратился к жюри с экрана на русском. Учит язык три месяца по восемь часов в день, снимаясь у Веры Глаголевой в «Двух женщинах» по мотивам тургеневского «Месяца в деревне». Обедает со съемочной группой, утверждает, убеждает: сбывается его мечта — появиться в русской экранизации классика.

Европа становится ближе — копродукции прибывает.

Не забыты Минкультом война и спорт. Окопной балладой о русских воительницах Первой мировой удивит Дмитрий Месхиев. Гарик Сукачев получит деньги на историю о пловчихе-синхронистке из неблагополучной семьи. Валерий Ахадов — на первый в мире фильм о паралимпийце, чемпионе-лыжнике «Со дна вершины».

Будет профинансирован альманах «Четыре сезона», в котором Федор Бондарчук, Роман Прыгунов и братья Бусловы исследуют празднования Нового года, Масленицы, Ивана Купалы и Хэллоуина.

Из представленных в этот день 30 картин бюджетную господдержку получили 12.
Не поддержало министерство принятую большинством экспертов российско-германскую драму Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр». Пролетели мимо Павел Чухрай, старший и младший Прошкины. Удивительным образом в итоговый протокол просочилась «Черная вода» Сергея Осипьяна и Александра Лунгина. Главными «фишками» их презентации был спич про «экологический триллер» и демонстрация на экране солнечных бликов на воде. Которые, без сомнения, украсят порыв нашей замечательной творческой «молодежи» 66?го и 71?го годов рождения.
В кулуарах заседания впечатлениями об экспертизе поделились участники питчинга:

культура: Ваш герой паралимпиец совершил подвиг — стал чемпионом мира, подпрыгнул до потолка. Что дальше? Прыгать снова и снова… есть смысл?
Татьяна Новикова, сценарист «Со дна вершины»: Работая над сценарием, перечитывала книги Юрия Власова. Мне близка его философия. Он считает, что спортсмен раскрывается не когда сознает: «Я — царь горы!», а позже. Понимая: «Не могу жить без вершины!» Оттуда видит — перелом неизбежен. И тот, кто продолжает борьбу, находит судьбу. Становится сильнее. Так было у Харламова. И у нашего героя.
культура: Вас вдохновляет адресное финансирование кинопроектов?
Александр Роднянский, продюсер «Левиафана»: Я видел логику и в прошлой версии распределения средств. Почему бы не стимулировать лидеров кинопроизводства, выделяя деньги компаниям, помогая развивать тематические планы, диверсифицируя риски? Но нынешняя ситуация, когда деньги распределяются открыто — на конкретные картины — конечно, правильнее. Есть авторская интонация, воля, продюсерские решения, которые можно отследить и оценить предметно. Так или иначе, модели нужно дать время — минимум три года — чтобы она доказала свою эффективность.

культура: Что было самым неожиданным для жюри?
Мэри Назари, директор сети кинотеатров «Пионер», член экспертного совета: Два проекта из представленных нам были рассчитаны на широкую мировую дистрибуцию. «Левиафан» Андрея Звягинцева и «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе. Это сильная русско-германская история. Предполагалось, что фильм будет сниматься как совместный проект. Если сейчас российская сторона не подтвердит финансирования части бюджета, то немецкие фонды, подписавшиеся на производство картины, выйдут из проекта.

 Фото предоставлены сайтом Министерства культуры РФ