Пусть всегда будет мама...

Алексей КОЛЕНСКИЙ

12.11.2014

Душераздирающая артхаусная мелодрама о губительной силе материнской любви.

2015 год, канадская глубинка. Непутевая вдова бальзаковского возраста поставлена перед выбором: забрать сына из приюта или согласиться на перевод Стива (Антуан-Оливье Пилон) в психдиспансер. Дайане (Энни Дорвал) есть о чем задуматься — в приступе неконтролируемой ярости 15-летний дебошир поджег кафе, во время пожара серьезно пострадал маленький мальчик. Мамочка забирает Стива из приюта домой. 

На второй день совместной жизни между истеричной Дайаной и буйным сыном вспыхивает потасовка, в итоге Стив получает резаную рану. На помощь приходит соседка из дома напротив — Кайла (Сюзанн Клеман) перевязывает мальчику ногу. Слово за слово, спасительница, бывшая учительница, имеющая проблемы с речью на невротической почве, соглашается подтянуть подростка по школьной программе. 

Вскоре социопаты становятся неразлучны. Забыв, что дома ждут муж и ребенок, все вечера соседка проводит в обществе новых друзей и буквально оживает. Устроившись уборщицей, Дайана находит выход накопившейся энергии, она уверена: ее мальчик в надежных руках. И Кайла увлекается двусмысленной игрой — оставаясь для Дайаны аутисткой, для Стива она становится строгой наставницей, не исключающей романтического развития отношений с мальчишкой. Флиртуя с учительницей, подросток все больше отдаляется от Мамочки. 

Беда приходит откуда не ждали. В один прекрасный вечер Дайана получает повестку в суд по делу о выплате компенсации за лечение обожженного Стивом ребенка — 250 тысяч канадских долларов. Деньги взять неоткуда. Она пытается уговорить своего ухажера, адвоката Пола (Патрик Уард), прийти в суд. Приревновав Мамочку к юристу, Стив вновь начинает буянить, и Дайане не остается ничего иного, как сдать хулигана в психушку. 

Момент истины — финальное объяснение Кайлы и Дайаны. Первая признается, что не готова пожертвовать семьей ради подруги. В ответ Мамочка заявляет: «Это ничего, все мы по-своему дилеры, я — дилер своей жизни, ты — своей. Я полна надежды и мне хочется верить, что не одинока в этом мире. Кто-то ведь всегда побеждает. И мой мальчик может стать победителем». Обе подруги отдают себе отчет, что использовали Стива, превратив истеричного юнца в объект инцестуальной игры, обрекли на пожизненное заключение... 

Еще недавно 25-летнего Ксавье Долана считали учеником простодушного Франсуа Трюффо, но он перехитрил поклонников. Позаимствовав сюжет о жизни невротика с двумя женщинами из куртуазной комедии Жана Эсташа «Мамочка и шлюха», канадский вундеркинд начинил свой полуфабрикат альмодоваровскими «дрожжами». А чтобы тесто не убежало, попросил проследить за ним неврастеничную камеру Джона Кассаветиса.

И не прогадал — «перформанс» заработал Приз жюри Каннского кинофестиваля.