08.10.2014
Лето, пятница, сонный пригород Льежа. Едва оправившись от болезни, Сандра (Марион Котийяр) узнает, что она уволена. Начальник цеха на фабрике, производящей солнечные батареи (Оливье Гурме), поставил коллектив перед дилеммой — проголосовать за сокращение ставки Сандры или остаться без премии. Пожертвовать бонусом в тысячу евро согласились двое из 32 работяг, но отчаиваться рано — убеждает Сандру ее муж (Фабрицио Ронджоне). Директор разрешил провести повторное голосование в понедельник. За уикенд необходимо обойти 16 сослуживцев и уговорить их пересмотреть свое решение. Понимая, что в противном случае из-за невыплат по ипотеке им с детьми грозит переезд в социальное жилье, героиня отправляется обивать пороги коллег...
Представляя драму Дарденнов на Каннском МКФ, арт-директор смотра Тьерри Фремо назвал ее «вестерном с отважной девушкой-ковбоем». Определение остроумное, но недостаточное — с равным успехом похождения Сандры можно обозначить как роуд-муви, психотриллер и остросоциальную мелодраму. Нельзя лишь приклеить к ним ярлык «артхаусный эксперимент» — картина Дарденнов работает как двигатель внутреннего сгорания, бесперебойно выстреливающий горючей полижанровой смесью.
В ранних работах режиссеры предпочитали держаться за спиной протагониста («Сын»), либо разрушали дистанцию с ним головокружительными крупными планами («Розетта»), или же, напротив, выстраивали ее, выступая в роли попутчиков и сообщников неприкаянных персонажей («Дитя», «Молчание Лорны»). На сей раз, заняв позицию наблюдателей, они поручили решение судьбы героини 16 «присяжным» — таким же униженным, бесправным и безголосым обывателям, как и сама Сандра. Все они стыдятся навязанного выбора. Сандра вовсе не уверена в праведности своей «миссии», понимая, что ничем не лучше коллег, и пугается последствий. Ведь вернувшись на работу, ей придется взвалить груз ответственности за обделенных ею товарищей. Не раз она пытается отступиться, но чувствует: смирившись с проигрышем, предаст их — так же, как себя. Иными словами, Дарденны ведут речь не о справедливости или милосердии, голосе совести и цене выживания, а о праве героини на суд.
Каждые пять минут открывается чья-нибудь дверь — Сандра произносит пару заученных фраз, выслушивает слова поддержки, неуверенные оправдания, пожелания успеха. Сослуживцы неизменно интересуются: кто уже согласился переголосовать? Дают обещание или разводят руками. За кадром звучат обрывки песен о солнце. А оно то прячется за облаками, то выглядывает из-за свинцовых туч.
Название можно перефразировать как «Два дня одной ночи». Отправившись «за край тьмы», противопоставив одинокую героиню социуму, Дарденны взяли на себя ту же миссию, что и «рассекающий волны» Ларс фон Триер. Воспевая похождения очарованных странниц на грани нервного срыва, датский мизантроп неизменно «ставил планете ноль». Дарденны доверили Сандре последнее слово — позволили совершить моральный выбор и победить мир.