Путешествие на край ночи

Алексей КОЛЕНСКИЙ

08.10.2014

На экранах — фильм братьев Дарденн «Два дня, одна ночь».

Лето, пятница, сонный пригород Льежа. Едва оправившись от болезни, Сандра (Марион Котийяр) узнает, что она уволена. Начальник цеха на фабрике, производящей солнечные батареи (Оливье Гурме), поставил коллектив перед дилеммой — проголосовать за сокращение ставки Сандры или остаться без премии. Пожертвовать бонусом в тысячу евро согласились двое из 32 работяг, но отчаиваться рано — убеждает Сандру ее муж (Фабрицио Ронджоне). Директор разрешил провести повторное голосование в понедельник. За уикенд необходимо обойти 16 сослуживцев и уговорить их пересмотреть свое решение. Понимая, что в противном случае из-за невыплат по ипотеке им с детьми грозит переезд в социальное жилье, героиня отправляется обивать пороги коллег... 

Представляя драму Дарденнов на Каннском МКФ, арт-директор смотра Тьерри Фремо назвал ее «вестерном с отважной девушкой-ковбоем». Определение остроумное, но недостаточное — с равным успехом похождения Сандры можно обозначить как роуд-муви, психотриллер и остросоциальную мелодраму. Нельзя лишь приклеить к ним ярлык «артхаусный эксперимент» — картина Дарденнов работает как двигатель внутреннего сгорания, бесперебойно выстреливающий горючей полижанровой смесью.  

В ранних работах режиссеры предпочитали держаться за спиной протагониста («Сын»), либо разрушали дистанцию с ним головокружительными крупными планами («Розетта»), или же, напротив, выстраивали ее, выступая в роли попутчиков и сообщников неприкаянных персонажей («Дитя», «Молчание Лорны»). На сей раз, заняв позицию наблюдателей, они поручили решение судьбы героини 16 «присяжным» — таким же униженным, бесправным и безголосым обывателям, как и сама Сандра. Все они стыдятся навязанного выбора. Сандра вовсе не уверена в праведности своей «миссии», понимая, что ничем не лучше коллег, и пугается последствий. Ведь вернувшись на работу, ей придется взвалить груз ответственности за обделенных ею товарищей. Не раз она пытается отступиться, но чувствует: смирившись с проигрышем, предаст их — так же, как себя. Иными словами, Дарденны ведут речь не о справедливости или милосердии, голосе совести и цене выживания, а о праве героини на суд.

Каждые пять минут открывается чья-нибудь дверь — Сандра произносит пару заученных фраз, выслушивает слова поддержки, неуверенные оправдания, пожелания успеха. Сослуживцы неизменно интересуются: кто уже согласился переголосовать? Дают обещание или разводят руками. За кадром звучат обрывки песен о солнце. А оно то прячется за облаками, то выглядывает из-за свинцовых туч. 

Название можно перефразировать как «Два дня одной ночи». Отправившись «за край тьмы», противопоставив одинокую героиню социуму, Дарденны взяли на себя ту же миссию, что и «рассекающий волны» Ларс фон Триер. Воспевая похождения очарованных странниц на грани нервного срыва, датский мизантроп неизменно «ставил планете ноль». Дарденны доверили Сандре последнее слово — позволили совершить моральный выбор и победить мир.