А вот за что я люблю ковбоя

Денис БОЧАРОВ

09.09.2014

Вестерны на Западе снимали чуть ли не с момента зарождения кинематографа. Странно, если было бы иначе: ведь это, в сущности, визитная карточка американского кино. Но штатовские картины, сделанные в данном жанре, и европейские — не одно и то же. Пятьдесят лет назад, 12 сентября 1964 года, на экраны вышел фильм совместного производства Италии, Испании и ФРГ «За пригоршню долларов». С этой картины принято вести отсчет «спагетти-вестернов», получивших свое ироничное название благодаря деятельному участию в них кинематографистов — выходцев с Апеннинского полуострова.    

Главное отличие «макаронных» ковбойских лент от аналогичных штатовских — подчеркнутая гиперболистичность, граничащая порой с фантастичностью. Это своего рода фильмы-притчи. В них эффектный видеоряд играет куда большую роль, нежели последовательное развитие сюжета. 

Герои «спагетти-вестернов» немногословны, но уж если выражают свои мысли вслух, то делают это при помощи фраз, которые впоследствии становятся крылатыми (неслучайно многие реплики людей в шляпах и с кольтами разошлись на цитаты). Эти бесстрашные парни знают цену каждому движению — поэтому у них отменная реакция и выходящая за пределы здравого смысла меткость. Если такому ковбою надо, скажем, с расстояния нескольких сотен ярдов попасть в летящую муху, можете быть уверенными: от несчастного насекомого ничего не останется. В подобных лентах нет однозначно положительных персонажей — люди, не расстающиеся с револьвером ни на секунду, по определению не могут быть «белыми и пушистыми». А зачастую они попросту являются наемными убийцами. Такому человеку ничего не стоит, как бы между прочим, бросить на ходу гробовщику: «Готовь три гроба», и через пару мгновений уложить четверых. А потом цинично заметить: «Извини, ошибся — надо было готовить четыре».

Примерно таков и главный герой фильма, отмечающего полувековой юбилей. Приехавший в пыльный городок Сан-Мигель (кстати, съемки почти всех «спагетти-вестернов» проходили на юге Испании, где пейзажи позволяли добиться иллюзии ландшафтов американского Запада) стрелок Джо обнаруживает, что местечко поделено между двумя враждующими бандитскими группировками. Водя за нос обе «семьи», Человек из Ниоткуда (таков негласный собирательный образ исполнителя главной роли, Клинта Иствуда), приводит в действие собственный план. В итоге городок очищен от злодеев, и бесстрашный ковбой удаляется в никуда. Для того, чтобы вновь возникнуть из ниоткуда еще дважды. В том же пончо, с неизменной сигаркой в зубах, с не знающим осечек револьвером и пристальным взглядом из-под полы шляпы, Иствуд появился еще в двух превосходных лентах Серджио Леоне — «На несколько долларов больше» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966). 

Феноменальный успех этой трилогии сыграл в карьере Клинта определяющую роль. После ленты «За пригоршню долларов» актер стал по-настоящему знаменит, а два последующих фильма завершили общую картину, сделав главного экранного ковбоя всех времен одним из наиболее востребованных актеров Голливуда. Созданный Иствудом образ немногословного, храброго, порой добивающегося справедливости жесткими методами стрелка еще долго не отпускал артиста — «отголоски» Человека из Ниоткуда можно заметить и в Грязном Гарри (в 70-х – 80-х Клинт снялся в нескольких фильмах, объединенных этим персонажем), и в Лютере Уитни («Абсолютная власть», 1997). 

Широкую известность лента полувековой давности принесла и еще одному участнику кинопроцесса, без которого «За пригоршню долларов» (равно как и многие другие «спагетти-вестерны») невозможно представить. Речь, конечно же, об Эннио Морриконе — без преувеличения, самом выдающемся кинокомпозиторе современности. Его бессмертные темы — подлинное украшение не одного десятка фильмов. Но саундтреки ковбойской трилогии — вообще высший пилотаж. Никто не смог столь доходчиво и убедительно воссоздать в музыке картины Дикого Запада, как этот итальянец. 

Что же касается главного создателя картины, Серджио Леоне, то режиссер впоследствии еще не раз громко заявлял о себе: одна потрясающая четырехчасовая сага «Однажды в Америке» чего стоит. Однако не исключено, что работа над бессмертной трилогией, начавшейся фильмом «За пригоршню долларов», является самой обаятельной страницей в творческой биографии мастера.