Гордость империи

Алексей КОЛЕНСКИЙ

04.07.2014

вана Поддубного. Премьера картины уже состоялась, широкий зритель увидит ее 10 июля.

1896 год, Севастополь, цирк. На арене — первые профессиональные атлеты страны. Директор труппы приглашает публику попытать счастья в стальных объятиях гигантов. Из партера поднимается портовый грузчик Иван… Так начинается триумфальное шествие Поддубного по манежам.

В 1903-м Петербургское атлетическое общество приглашает запорожца отстоять честь России на международном турнире по французской (греко-римской) борьбе. За несколько месяцев Поддубный, знакомый лишь с цирковой борьбой «на поясах», овладевает премудростями классического единоборства. Теряет сон, аппетит, вес… Но, добравшись до Парижа, ломает одного соперника за другим. Не сдается богатырю лишь мсье Рауль ле Буше, в нарушение правил обильно намазавшийся оливковым маслом. По очкам француз, так и не сумевший провести ни одного силового приема, объявляется победителем. Запершись в номере, Поддубный садится на кровать и застывает, уставившись в пол… И так трое суток. А спустя год швыряет мсье на судейский стол: подавитесь своим чемпионом!

Немногословный Иван Максимович приговаривал: «Пусть положит, если сможет!» За всю жизнь его не одолел ни один соперник. Отдельные состязания Чемпион чемпионов проигрывал по очкам, но все мировые турниры были за ним (при том, что правила менялись радикально).

1925-й. Представляя СССР в американском турне, 54-летний богатырь дебютировал в боях без правил — и вновь всех одолел. Призовой фонд состязаний составил полмиллиона долларов — они до сих пор хранятся на американском счету Поддубного. Коварные импресарио переписали контракт: «русский медведь» не имел права покидать американский ринг в течение трех лет. «Здесь даже сирень не пахнет», — писал из Америки жене, тосковал. Наконец плюнул, уехал домой. Сойдя с корабля весной 27-го, разрыдался…

Что было дальше? Авторы умалчивают. За кадром осталось возвращение на малую родину, в разоренную Красеновку (Иван Максимович подарил братьям и кумовьям 200 десятин земли, за которые их и раскулачили). А также два брака, переезд в Ейск, фашистская оккупация, работа в бильярдной при германском военном госпитале — за паек. Поддубный разговаривал с немцами исключительно жестами и матом, никогда не снимал орден Трудового Красного Знамени. И — под занавес — борьба за семисотграммовую хлебную карточку. Ивану Максимовичу выделялось всего полкило, которых гиганту не хватало. Голод одолел атлета — Поддубный покинул мир в 49-м. Исхудавший, в пиджаке с чужого плеча. А были и бурные революционные годы, и создание первой профессиональной русской борцовской школы, из которой вышел победитель мирового чемпионата 1955 года Александр Мазур…

Продюсеры заключили образ чудо-богатыря в парадную рамку, укрупнили фактуру, показали, кем был Поддубный на ковре. Тщательно выстраивая многоплановые кадры, «засеивая» снующими людьми каждый сантиметр экрана, режиссер не упустил главного — природного романтизма непобедимого героя. Иван Максимович и вышел на первый бой, чтобы завоевать сердце гимнастки. А призовые бросил в лицо алчному директору цирка, чтобы выкупить кабальный контракт Марии Дозмаровой. Всю жизнь Поддубный боролся с несправедливостью и ложью.

Михаил Пореченков решил непростую задачу: не сыграл — перевоплотился в легенду. Поразительны и две другие актерские работы — Романа Мадянова, засиявшего, как самовар, в образе хитрована, директора цирка, и Катерины Шпицы, элегантно вписавшейся в образ гуттаперчевой нимфы — цирковой музы Поддубного.

Еще одно достоинство картины — продуманная режиссерская и операторская работа с богатой ретро-фактурой. Глеб Орлов и Владислав Опельянц воссоздали два мира — русскую вселенную и американский балаган. В первом деньги не играют смыслообразующей роли, а лишь оттягивают карман. Во втором, отказываясь от хрустящей «зелени», герой теряет все, кроме лица. Экранный и реальный Иван Максимович твердо говорил мамоне «нет», и тем самым опрокидывал мир, существующий в координатах господства-подчинения. Возвращал людям истинную свободу — веру в собственные силы.


Русские геркулесы

В первой половине XX века на спортивных и цирковых аренах России появилась целая плеяда силачей, которые пользовались всенародной любовью. В 1914 году в журнале «Геркулес» Александр Куприн писал: «Надо в спорте выбирать тот вид, где с наибольшей выгодой и пользой могут участвовать как мускульная сила, так и дыхание, где органы тела находятся в равномерном и более всего продуктивном положении для занимающегося... Спорт — большая и великая сила, и занятия им под опытным руководством дают громадную сумму наслаждений и несомненную огромную пользу в деле физического развития». 

Этими словами руководствовался друг Куприна Иван Заикин, которого считают учеником Поддубного. Между собой они провели множество схваток, и в пяти из них Чемпион чемпионов не смог одолеть упорного сибиряка.

«Вкрадчивой, кошачьей поступью выходит на поклон Заикин. Мускулатура Геркулеса Фарнезского. Горько ошибается тот, кто, глядя на его застенчивое лицо, думает, что его борьба мягка, как его улыбка. Это — один из умнейших борцов мира, беспощадный и пользующийся колоссальной силой в такие моменты, когда противник менее всего ожидает нападения», — такую характеристику Заикину давал все тот же журнал «Геркулес».

К слову, главным редактором издания в те годы был Иван Лебедев («Дядя Ваня»), первоклассный атлет, решивший с помощью печатного слова славить народных героев и рассказывать о тонкостях физической подготовки. На страницах журнала регулярно появлялись статьи о могучих силачах — Николае Вахтурове, Иване Шемякине, Евгении Сандове и многих других. 

В советское время гремели имена тяжелоатлетов Юрия Власова и Леонида Жаботинского. Среди современников выделяется фигура Александра Карелина, трехкратного олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе, который является живым воплощением русского богатыря.