20.06.2014
Приз «За вклад в мировой кинематограф» получил выдающийся российский режиссер Глеб Панфилов.
Фильмом открытия смотра стала документальная лента Гейба Польски «Красная армия» — о легендарных советских хоккеистах.
5 признанных кинематографистов оценят программу Основного конкурса. В состав жюри, возглавляемого Глебом Панфиловым, вошли режиссеры Абдерахман Сиссако и Леван Когуашвили, актриса Франциска Петри и продюсер Лоран Данилю. Рискнув объять необъятное, «Культура» составила шорт-лист премьер и ретроспектив, с которыми в эти дни не должны разминуться посетители кинотеатра «Октябрь» и других фестивальных площадок.
За «Золотого Георгия» борются 16 жанровых и авторских, экспериментальных и остросоциальных картин со всех концов света. Честь России отстаивают Владимир Тумаев (этнофреска «Белый ягель») и Валерия Гай Германика (мелодрама «Да и да»). Европу представляют голландские авангардисты Тайс Глогер (драма «Репортер»), Антон Корбейн (шпионский триллер «Самый опасный человек» с Григорием Добрыгиным и Рэйчел Макадамс), германская насмешница Дорис Дёрри (курортная комедия «Все включено»), француз Марк Фитусси (любовная драма «Круговерть» с Изабель Юппер).
Не менее внушительно выглядит афро-азиатская сборная. Экстремальные истории любви просматриваются в научно-фантастической ретрокомедии «Бети и Амар» Энди Зиге и в японской лав-стори «Мой мужчина» Кадзуёси Кумакири. Более традиционные сюжеты — в артхаусной турецкой драме Хакки Куртулуша и Мелика Сарачоглу «Свет моих очей» и семейной иранской мелодраме Маджид-Резы Мостафави «Неспелые гранаты».
Впечатляет и Конкурс документального кино: восемь лент, снятые для широкого проката классиками-неигровиками. Ливанка Зейна Даккаш представит «Дневник Шахерезады»: мужеубийцы, блудницы и наркоманки, проходящие десятимесячный курс театральной терапии, поделятся историями своей жизни. Документальное расследование «Ложь Армстронга» американца Алекса Гибни разоблачит семикратного победителя велогонки «Тур де Франс». Французский путешественник Тома Бальмес отправится в город с бутанским сельским пареньком, собирающимся купить первый в жизни телевизор и обрести «Счастье»... Искренность и злободневность работ оценит жюри во главе с британским документалистом Шоном Макаллистером. В рамках неигровой программы «Свободная мысль» состоятся премьеры фрески Годфри Реджио «Посетители» и пролетарской поэмы трагически погибшего Михаэля Главоггера «Смерть рабочего».
Наибольшей популярностью среди традиционных игровых ретроспектив пользуются «8 ½ фильмов» Петра Шепотинника и «Божественная эйфория» Андрея Плахова. В списке премьер первой программы «Два дня, одна ночь» братьев Дарденн, «Путешествие на Запад» и «Бродячие псы» Цай Минляна, «Триптих» Робера Лепажа и Педру Пиреша, «Прощай, речь» Жан-Люка Годара, «Добро пожаловать в Нью-Йорк» Абеля Феррары и «Меченый» Дэвида Маккензи. «Божественная эйфория» должна наступить при встречах с «Тимбукту» мавританца Абдерахмана Сиссако, заседающего в жюри Основного конкурса, и последней картиной мэтра новой волны Алена Рене «Любить, пить и петь». Фестивальные хиты представляет также рубрика «Фильмы, которых здесь не было». Среди шедевров — «Дитя господне» Джеймса Франко и «Танец реальности» Алехандро Ходоровского.
«Спецпоказы» готовят премьеры «Зала Джимми» Кена Лоуча, «Соли земли» Вима Вендерса и Джулиано Рибейро Сальгадо, «Мы тебя любим, мерзавец» Клода Лелуша. Три из пяти картин ретроспективы «Дикие ночи» — криминальная комедия Ганса Моланда «Дурацкое дело нехитрое», кровавый вестерн Логана Миллера «Ключевая вода», эротический психотриллер Хитоси Мацумото «R100» — стопроцентные авторские хиты.
Ретроспектива «Русский след» удивит иранским авантюрным триллером Али Гаффари «Рекламация», трогательным аниме Мидзухо Нисикубо «Остров Джованни» и испанской сюрреалистической комедией Серхио Кабальеро «Дистанция» (сюжеты разворачиваются в воображаемой России 45-го, 53-го и начала 90-х годов соответственно).
Подборка «Сделано в Китае» обещает свидание с коммерческими хитами Поднебесной. «Anima latina» заворожит латиноамериканскими страстями. «Студия «Илинг». Золотые годы» представит уморительные британские комедии Александра Маккендрика и его коллег. Стопроцентная классика блеснет в программе «Великая иллюзия», посвященной Первой мировой войне, ретроспективе «Памяти Владимира Дмитриева. На первом ряду» и коллекции ранних работ польского классика «Кшиштоф Занусси. Константы».
«Произведение искусства есть прежде всего трактор, перепахивающий психику зрителя в заданной классовой установке», — отчеканил во время работы над «Стачкой» Сергей Эйзенштейн. Спустя 90 лет художники-авангардисты вновь готовятся атаковать рассудок граждан, полагают организаторы медиафорума «От монтажа аттракционов до нейрокино». Они же настаивают: у «энактивного кино, работающего с психофизиологическими реакциями зрителя, предполагающего, помимо экрана, наличие кресла с биосенсорными датчиками, осуществляющими прямую связь зрителя с проекцией, меняющейся в зависимости от его состояния» есть все шансы потеснить традиционный кинематограф.
ММКФ завершится 28 июня. Фильмом закрытия станет «Планета обезьян. Революция» Мэтта Ривза.
САМЫЙ ПАТРИОТИЧНЫЙ «Красная армия»
| |
САМЫЙ ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ «Дистанция»
Серхио Кабальеро (Испания, 2014).
Карлики-экстрасенсы в поисках магического сибирского артефакта.
| |
САМЫЙ ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ «Добро пожаловать в Нью-Йорк»
| |
САМЫЙ ИЗЫСКАННЫЙ «Прощай, речь» Жан-Люка Годара
(Франция, 2014).
3D-мелодрама живого классика «новой волны».
| |
САМЫЙ ОТКРОВЕННЫЙ «Дневник Шахерезады» Зейны Даккаш (Ливан, 2013).
| |
САМЫЙ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ «Дурацкое дело нехитрое»
Ганса Моланда (Норвегия, Швеция, Дания, 2014).
Безутешный отец истребляет международную мафию в норвежских снегах.
| |
САМЫЙ МОЗОЛИСТЫЙ «Смерть рабочего» Михаэля Главоггера
|