36 и 5: нормальное кино

Алексей КОЛЕНСКИЙ

20.06.2014

36-й Московский международный кинофестиваль торжественно открылся 19 июня в театре «Россия» — недавнем кинотеатре «Пушкинский». Президент фестиваля, председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков отметил на пресс-брифинге, что на проведении ММКФ сказалась политическая ситуация в мире: «Проблемы пришли, связанные с санкциями против нас. Кто-то остерегается, кто-то боится... Это неприятно, но есть положительная вещь, — реальная необходимость обратиться на самих себя». «Никто нас не накормит, никто за нас не снимет кино — мы должны делать все сами. Поэтому мы посвящаем сегодняшнюю церемонию 95-летию ВГИКа», — сказал Михалков, открывая фестиваль.


Приз «За вклад в мировой кинематограф» получил выдающийся российский режиссер Глеб Панфилов.
Фильмом открытия смотра стала документальная лента Гейба Польски «Красная армия» — о легендарных советских хоккеистах.

5 признанных кинематографистов оценят программу Основного конкурса. В состав жюри, возглавляемого Глебом Панфиловым, вошли режиссеры Абдерахман Сиссако и Леван Когуашвили, актриса Франциска Петри и продюсер Лоран Данилю. Рискнув объять необъятное, «Культура» составила шорт-лист премьер и ретроспектив, с которыми в эти дни не должны разминуться посетители кинотеатра «Октябрь» и других фестивальных площадок.

За «Золотого Георгия» борются 16 жанровых и авторских, экспериментальных и остросоциальных картин со всех концов света. Честь России отстаивают Владимир Тумаев (этнофреска «Белый ягель») и Валерия Гай Германика (мелодрама «Да и да»). Европу представляют голландские авангардисты Тайс Глогер (драма «Репортер»), Антон Корбейн (шпионский триллер «Самый опасный человек» с Григорием Добрыгиным и Рэйчел Макадамс), германская насмешница Дорис Дёрри (курортная комедия «Все включено»), француз Марк Фитусси (любовная драма «Круговерть» с Изабель Юппер). 

Не менее внушительно выглядит афро-азиатская сборная. Экстремальные истории любви просматриваются в научно-фантастической ретрокомедии «Бети и Амар» Энди Зиге и в японской лав-стори «Мой мужчина» Кадзуёси Кумакири. Более традиционные сюжеты — в артхаусной турецкой драме Хакки Куртулуша и Мелика Сарач­оглу «Свет моих очей» и семейной иранской мелодраме Маджид-Резы Мостафави «Неспелые гранаты».  

Впечатляет и Конкурс документального кино: восемь лент, снятые для широкого проката классиками-неигровиками. Ливанка Зейна Даккаш представит «Дневник Шахерезады»: мужеубийцы, блудницы и наркоманки, проходящие десятимесячный курс театральной терапии, поделятся историями своей жизни. Документальное расследование «Ложь Армстронга» американца Алекса Гибни разоблачит семикратного победителя велогонки «Тур де Франс». Французский путешественник Тома Бальмес отправится в город с бутанским сельским пареньком, собирающимся купить первый в жизни телевизор и обрести «Счастье»... Искренность и злободневность работ оценит жюри во главе с британским документалистом Шоном Макаллистером. В рамках неигровой программы «Свободная мысль» состоятся  премьеры фрески Годфри Реджио «Посетители» и пролетарской поэмы трагически погибшего Михаэля Главоггера «Смерть рабочего». 

Наибольшей популярностью среди традиционных игровых ретроспектив пользуются «8 ½ фильмов» Петра Шепотинника и «Божественная эйфория» Андрея Плахова. В списке премьер первой программы «Два дня, одна ночь» братьев Дарденн, «Путешествие на Запад» и «Бродячие псы» Цай Минляна, «Триптих» Робера Лепажа и Педру Пиреша, «Прощай, речь» Жан-Люка Годара, «Добро пожаловать в Нью-Йорк» Абеля Феррары и «Меченый» Дэвида Маккензи. «Божественная эйфория» должна наступить при встречах с «Тимбукту» мавританца Абдерахмана Сиссако, заседающего в жюри Основного конкурса, и последней картиной мэтра новой волны Алена Рене «Любить, пить и петь». Фестивальные хиты представляет также рубрика «Фильмы, которых здесь не было». Среди шедевров — «Дитя господне» Джеймса Франко и «Танец реальности» Алехандро Ходоровского. 

«Спецпоказы» готовят премьеры «Зала Джимми» Кена Лоуча, «Соли земли» Вима Вендерса и Джулиано Рибейро Сальгадо, «Мы тебя любим, мерзавец» Клода Лелуша. Три из пяти картин ретроспективы «Дикие ночи» — криминальная комедия Ганса Моланда «Дурацкое дело нехитрое», кровавый вестерн Логана Миллера «Ключевая вода», эротический психотриллер Хитоси Мацумото «R100» — стопроцентные авторские хиты.

Ретроспектива «Русский след» удивит иранским авантюрным триллером Али Гаффари «Рекламация», трогательным аниме Мидзухо Нисикубо «Остров Джованни» и испанской сюрреалистической комедией Серхио Кабальеро «Дистанция» (сюжеты разворачиваются в воображаемой России 45-го, 53-го и начала 90-х годов соответственно). 

Подборка «Сделано в Китае» обещает свидание с коммерческими хитами Поднебесной. «Anima latina» заворожит латиноамериканскими страстями. «Студия «Илинг». Золотые годы» представит уморительные британские комедии Александра Маккендрика и его коллег. Стопроцентная классика блеснет в программе «Великая иллюзия», посвященной Первой мировой войне, ретроспективе «Памяти Владимира Дмитриева. На первом ряду» и коллекции ранних работ польского классика «Кшиштоф Занусси. Константы». 

«Произведение искусства есть прежде всего трактор, перепахивающий психику зрителя в заданной классовой установке», — отчеканил во время работы над «Стачкой» Сергей Эйзенштейн. Спустя 90 лет художники-авангардисты вновь готовятся атаковать рассудок граждан, полагают организаторы медиафорума «От монтажа аттракционов до нейрокино». Они же  настаивают: у «энактивного кино, работающего с психофизиологическими реакциями зрителя, предполагающего, помимо экрана, наличие кресла с биосенсорными датчиками, осуществляющими прямую связь зрителя с проекцией, меняющейся в зависимости от его состояния» есть все шансы потеснить традиционный кинематограф.

ММКФ завершится 28 июня. Фильмом закрытия станет «Планета обезьян. Революция» Мэтта Ривза.


Семь раз отметь

«Культура» составила свой список номинаций для фильмов — участников 36-го ММКФ

 САМЫЙ ПАТРИОТИЧНЫЙ 

 «Красная армия» 
 Гейба Польски  (США, Россия, 2014). 
 Фильм открытия фестиваля — история самой успешной хоккейной сборной. 


САМЫЙ ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ 

«Дистанция» 
Серхио Кабальеро (Испания, 2014). 
Карлики-экстрасенсы в поисках магического сибирского артефакта.  


 САМЫЙ ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ 

 «Добро пожаловать в Нью-Йорк» 
 Абеля Феррары (США, Франция, 2014). 
 Жерар Депардье в роли сексуально-ненасытного миллиардера на грани нервного срыва.


САМЫЙ ИЗЫСКАННЫЙ 

«Прощай, речь» Жан-Люка Годара  
(Франция, 2014).  
3D-мелодрама живого классика «новой волны».  


 САМЫЙ ОТКРОВЕННЫЙ

 «Дневник Шахерезады» Зейны Даккаш (Ливан, 2013). 
 Женщины Востока, осужденные за тяжкие и сексуальные преступления, делятся историями своей жизни.


САМЫЙ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ 

«Дурацкое дело нехитрое» 
Ганса Моланда (Норвегия, Швеция, Дания, 2014). 
Безутешный отец истребляет международную мафию в норвежских снегах.


 САМЫЙ МОЗОЛИСТЫЙ

 «Смерть рабочего» Михаэля Главоггера 
(Австрия, Германия, 2005). 
Документальная поэма о нелегкой жизни пролетариата пяти стран.