Принцесса на рулетке

Анастасия БЕЛОКУРОВА

20.05.2014

сшего княжество от интервенции.

1956 год. Грейс Келли (Николь Кидман) выходит замуж за князя Монако Ренье III (Тим Рот), оставляет Голливуд и переезжает на родину супруга. Проходит шесть лет. В гости к принцессе наведывается Альфред Хичкок (Роджер Эштон-Гриффитс) и предлагает Грейс роль в триллере «Марни». Заинтересовавшись сценарием, княгиня подумывает вернуться на экран. В прессу просачиваются слухи о готовящемся отъезде. Европейская аристократия требует от американки соблюдать приличия. Перед героиней встает нелегкий выбор: Голливуд или семья.

Тем временем в Монако начинается политический кризис — обессиленная Алжирской войной Франция намеревается обложить княжество непосильным налогом на игорный бизнес, а в случае неповиновения грозит ввести в Монте-Карло танки. Князь Ренье пытается решить проблему дипломатическим путем. Безуспешно. А Грейс Келли режет правду-матку в лицо его политическим оппонентам. На балу, устроенном Красным Крестом, де Голль тает от пылкой речи княгини и оставляет Монако в покое.

По версии авторов, именно проникновенно-беспомощный спич Грейс на тему «любовь спасет мир» удержал первого президента Пятой республики от вооруженного вторжения на территорию княжества. Однако, отбросив мелодраматический флер, можно обнаружить глобальный политический подтекст: свежее дыхание американской демократии спасло отравленную идеями коммунизма и фашизма старушку Европу.

Данный подход мог бы стать занятным, если бы Оливье Даан не пытался усидеть на нескольких стульях. Стремясь снять уютное ретро, режиссер запутался в жанрах: для политического триллера тут слишком много крупных планов заплаканной героини, для классической мелодрамы не хватает любовного романтизма, а для пафосного байопика — исторических фактов и красноречивой фактуры. Неудивительно, что продюсеры, не поладив ни с постановщиком, ни с семейством Гримальди, перемонтировали ленту на свой лад.

На открытии Каннского фестиваля Даан представил авторскую версию фильма. Увы, спасти «Принцессу Монако» от провала не смогла даже старающаяся не ударить лицом в грязь Николь Кидман. 67-й смотр проигнорировал фильм открытия, встретив картину гробовым молчанием и фактически поддержав бойкотировавший премьеру княжеский дом.