Не Ной!

Алексей КОЛЕНСКИЙ

26.03.2014

На экранах страны приключения Ноя и его семьи, переосмысленные Дарреном Аронофски. 

С сотворения мира минуло две тысячи лет, «земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями». Верность Творцу сохранило лишь семейство десятого потомка Адама — Ноя (Рассел Кроу). Скрываясь в пустыне от каинитов, он встретил ангелов — гигантов, заточенных Богом в каменных телах, выслушал инструкции и принялся за строительство ковчега. Трудился сто лет. Преданная супруга Ноема (Дженнифер Коннелли), сыновья Сим (Дуглас Бут), Иафет (Лео Макхью Кэрролл) и прибившаяся к праведникам сирота Ила (Эмма Уотсон) поддерживали патриарха, чем могли. Добрым словом напутствовал кораблестроителя его дедушка — Мафусиаил (Энтони Хопкинс)... Лишь средний сын Ноя Хам (Логан Лерман) отлынивал от работы, якшался с грешниками, поселившимися близ верфи, да присматривал себе супругу. Но жениться так и не успел. 

Пробил час — звери, птицы, пресмыкающиеся и насекомые устремились на судно. «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились». А каиниты ринулись на абордаж. Пали, защищая ковчег, каменные великаны, праведники укрылись внутри, грешники утонули. Лишь вождю негодяев Тубал-Каину (Рэй Уинстон) удалось проникнуть на корабль и затаиться. Во время плавания «зайца» случайно обнаружил Хам. Но не выдал, а сговорился с ним убить отца...  

Экранизируя библейскую драму, Даррен Аронофски проговорился, что воспринимал Ноя как «темного, сложного персонажа», который, пережив потоп, испытал чувство «вины выжившего». И этот образ ему удался — суровый Ной одержим идеей греховности человечества, включая себя самого. Патриарх не желает «плодиться и размножаться», считая высшую волю исполненной — спас зверушек, и ладно, чего еще желать? В этом его поддерживает режиссер, показывающий, как зло (зависть Хама, ненависть Тубал-Каина и неверие Ноя) на ковчеге проникло в новый мир — Бог явно не доглядел, спасая эти «сосуды греха». Режиссер попенял Создателю и двинулся дальше. 

Согласно книге Бытия, сойдя на Землю, Ной принес жертву, вступил с Богом в Новый завет и увидел радугу — знак, что потоп не повторится. У Аронофски Творец красноречиво промолчал, а Ной ушел из семьи, начал спиваться. «И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Ной проспался... и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих». Никакого Ханаана в экранизации нет. Зато Ила рожает девочек-близняшек — будущих жен для сыновей Ноя.

Зачем режиссер переписывал Книгу книг? Возможно, хотелось представить историю спасения в жанре драматической семейной саги. Однако меньше всего команда ковчега напоминает ячейку общества — скорее смахивает на общину сектантов.