Будущее киноотрасли: «Мы начнем разделять историю на «до» и «после» карантина»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

20.04.2020




16 апреля в ТАСС прошла онлайн-пресс-конференция «Стоп! Не снято! Киноиндустрия в период коронавируса», посвященная проблемам и перспективам отрасли в посткарантинный период.

Об отложенных премьерах, замороженных съемках и тяжелых последствиях карантина рассказали лидеры индустрии — председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов, генеральный директор «Студии ТриТэ Никиты Михалкова» Леонид Верещагин, глава Киностудии имени Горького, председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева, продюсеры Игорь Толстунов и Александр Акопов, директор Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ Олег Иванов.

Сергей Сельянов:

— По кино нанесен существенный удар, который будет ощущаться всеми лет пять. Из последних новостей: фрау Меркель сказала, что массовые мероприятия в Германии будут проводиться с конца августа. До конца лета американцам нужно будет двадцать раз подумать, стоит ли выпускать на экраны блокбастеры. Судя по всему, у нас кинопоказы в июне не возобновятся и новых запусков в текущем году не будет. Все проекты с высокой степенью вероятности перекочуют на следующий год, что изымет из оборота индустрии огромные ресурсы. В связи с понижением платежеспособного спроса, рекламного рынка и других факторов, общий объем падения мирового рынка визуальной продукции на ближайший год оценивается в 73 миллиарда долларов, и на 150 — в течении трех лет. Это колоссальные цифры. Наша зрительская аудитория снижалась последние шесть лет, а сейчас просто прыгнула вниз. Коронавирусный кризис — не первый для нас, он просто небывалый, и далеко не все кинотеатры его выдержат.

Юлиана Слащева:

— Положительная новость — производство мультфильмов на удаленке не уменьшится. Наша отрасль восстанавливалась последние пять лет, нам удалось вытащить более 320 человек сотрудников «Союзмультфильма» из их домашних студий на обновленный «Союзмультфильм». Сейчас они вновь переведены на дистанционную работу и трудятся над восемью сериальными проектами. Нам еще предстоит выяснить производительность в новых условиях, поскольку остановить производство сериалов для телевидения мы не имеем права.

Чем дольше люди сидят дома, тем сильнее привязывается к экрану, детям, семейной аудитории очень нужен новый контент, в том числе обучающий. Пока он усваивается очень тяжело — образование необходимо визуализировать. Мы очень давно говорили об этом и сейчас рассчитываем на господдержку, поскольку много потеряем на упавших лицензионных продажах, ведь большинство лицензиатов — средний бизнес.

На студию Горького наша команда зашла недавно, мы должны были запустить три картины с мая, очевидно, все откладывается на неопределенный срок, и государственные льготы по аренде студийных площадей ударят по нам очень существенно — пока это минус тридцать процентов, в ближайшей перспективе — шестьдесят.

Леонид Верещагин:

— До конца этого года вряд ли будет что-то снято. Прокатчики, перед началом сезона закупившие большие пакеты картин, понесли колоссальные потери. Так же и дистрибьюторы, и кинотеатры — они не досчитаются примерно 25 миллиардов от годовых сборов, а производители — от пяти до семи миллиардов инвестиций. Вся эта цепочка исключительно важна: полетит одно из звеньев, пострадают все. Необходимо сохранить единство отрасли, поэтому Министерство культуры бьется за включение нас в число пострадавших от вируса секторов экономики.

Что касается студии «ТриТэ Никиты Михалкова», у нас есть два готовых проекта — «Серебряные коньки» Михаила Локшина, сейчас они перенесены на декабрь, и «Стрельцов» Ильи Учителя. Дистанционно мы занимаемся монтажно-тонировочным периодом фильма-катастрофы «Огонь» Алексея Нужного. Надеюсь, он также будет перенесен на декабрь. Отложены съемки «Шоколадного револьвера» Никиты Михалкова, группа работает дистанционно, в режиме подготовительного периода. Над «Чемпионом мира» Алексея Сидорова удаленно трудится вся команда.

Поскольку Никита Сергеевич является президентом Московского международного кинофестиваля, параллельно сообщу, что ММКФ был перенесен на первое октября.

Вместе с Министерством культуры нам придется как-то ликвидировать затор на путях. Сейчас накапливается большое количество зарубежных и наших картин, все будут толкаться на одних и тех же датах. К тому же прокатчикам и нам нужно будет учитывать социальные фобии, которые пройдут не сразу, преодолевать скепсис, искать консенсус между собой, действовать разумно, осторожно, с большим уважением друг к другу.

Игорь Толстунов:

— Нам удалось закончить съемки игрового фильма и сериала «Сердце Пармы» Антона Мегердичева по роману Алексея Иванова, сейчас находимся в монтаже и графике. Волнует дата релиза, куда придется его переносить. Основная наша потеря — остановка съемок «Мастера и Маргариты» Николая Лебедева. Когда возобновится, не знаем, также на подготовительном периоде у нас задержалось два фильма. И здесь неизбежны потери, ведь производство любой картины — уникальный процесс, подобрать команду на каждый проект очень сложно. В год у нас выпускается порядка шестисот фильмов и сериалов, а значит, огромная армия кинематографистов (от пятидесяти до нескольких сот на каждом проекте, не считая артистов) сейчас остается без зарплат. Мы можем себе позволить содержать штаты, но не временные творческие коллективы. Это ужас. Но пока еще не ужас-ужас, будем как-то выкручиваться.

Александр Акопов:

— Мы занимаемся сериалами, наша главная проблема — дефицит кадров, и мы боимся, что одновременно стартующие съемки шестисот проектов сметут все и всех — как магазины в период сезонной распродажи.

Олег Иванов:

— Рискну предположить, что ситуация с поствирусным прокатом ухудшится в два раза и мы начнем разделять историю кинематографа на «до» и «после». Все очень печально — думаю, мы теряем большое кино. Кроме того, двукратное падение индустрии грозит чудовищной ситуацией на рынке труда, ведь проектные группы, актеры, люди связанные с креативным продуктом, — одни из самых незащищенных категорий занятых; ситуация на этом рынке может вообще не восстановиться.

Карантин грозит сильно изменить потребительские предпочтения и приоритеты. Скорее всего, зрителями будет востребован образ обнадеживающего будущего, людям понадобятся новые смыслы, а следовательно, и форматы. Смещение аудитории в интернет сейчас перешло в галоп, следовательно, будет востребован любой медиапродукт, способный привлечь широкое внимание. Наши зрители будут готовы вернуться в залы не раньше четвертого квартала из-за выработанной привычки к соблюдению дистанции.

Леонид Верещагин:

— Мы переживали разные неблагоприятные времена, но ничто не смогло заменить людям радость от коллективного просмотра. Значит, зрители вернутся в залы, но окно между кино- и сетевыми премьерами, конечно, сузится. При этом нельзя забывать — без крупных бюджетов не будет больших картин, являющихся драйверами проката.

Сергей Сельянов:

— Мы делаем кино для кинотеатров, а не айпадов, в противном случае нам придется перестраивать все на свете. Если по разным причинам кинотеатры станут менее привлекательны, властям нужно будет задуматься о социализации граждан. 160 государственных театров пользуются большой поддержкой и собирают полные залы, и вполне понятно, что речь здесь идет не об экономике, а более важных вещах. Кинотеатры посещают в двадцать-тридцать раз чаще; без большого экрана мы станем существенно беднее во всех смыслах.

Фото на анонсах: Игорь Иванко / АГН «Москва»