Наталья Назарова: «Душа русского человека требует честности»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

05.12.2019

В кинотеатрах — социальная драма Натальи Назаровой «Простой карандаш». Камерная история учительницы рисования, попытавшейся найти общий язык с жителями провинциального городка, удостоилась Гран-при, награды за лучшую женскую роль и приза зрительских симпатий Фестиваля российского кино в Онфлере. Ранее ленту оценил выборгский смотр «Окно в Европу» — «Простой карандаш» получил спецприз жюри и диплом кинокритиков. Успех не случаен: в отечественном кино появился режиссер, тепло и лирично высказывающийся о самых холодных вещах.

культура: Исполнительница главной роли, «Простого карандаша», Надежда Горелова похожа на «дожившую до понедельника» Ирину Печерникову...
Назарова: Клянусь, неумышленно! Отсматривая рабочий материал, удивилась сходству с Ириной Викторовной, посмеялась и забыла. Потом узнала, что героиня Станислава Ростоцкого — однофамилица моей актрисы! Сочиняя сценарий под Надю, я видела ее персонажа блондинкой с короткой стрижкой, но, примерив парик, поняла: это не ее.

культура: В картине заметен и второй слой аллюзий: романтичная, волевая, строгая, принципиальная Антонина выглядит инкарнацией персонажа Киры Муратовой из «Коротких встреч». Ее личная жизнь так же не складывается, и «женщина-цивилизатор» вступает в конфликт с трудными учениками — типичными подростками Динары Асановой. Притом она отбивает класс у прежнего кумира школы — преподавателя русского языка, физики и физкультуры, смахивающего на Сергея Шакурова из «Ста дней после детства».
Назарова: Это вышло подсознательно. Копировать не собиралась. Возможно, тут сработала генетическая память, опирающаяся на детские воспоминания и социальный опыт. Тема учителя — вечная, и мой сюжет архетипичен: в классе появляется талантливый педагог, меняет своих питомцев.

культура: Однако Ваша история отягощена злободневным подтекстом: Антонина — петербурженка, уехавшая в глубинку, чтобы быть ближе к отбывающему срок мужу-художнику...
Назарова: Она его любит, он ее — нет. Всю жизнь пытается доказать своему кумиру и мучителю, что достойна его таланта и заслуживает любви. Устраивается в местную школу, внезапно обретает свое предназначение...

культура: И оказывается по-настоящему талантливым, жертвенным героем.
Назарова: Лучшие педагоги растворяются и умирают в своих учениках. Довольно часто они не являются состоявшимися художниками.

культура: Их предназначение — передавать традицию, а не обновлять язык искусства?
Назарова: Здесь нет четкой границы. Мой мастер, Владимир Наумович Левертов, был хорошим режиссером, но прославился как гениальный театральный педагог. Иное дело — конкурент Антонины на ниве просвещения, сломленный озлобленный человек. Тоже распространенный случай — многих неординарных людей провинция перемалывала. Но и за ним есть своя правда, он предупреждает Антонину: «Всколыхнете это болото, там такие демоны полезут, вас же первую и сожрут!»

культура: Поместив учителя от Бога в полууголовную среду, Вы подвергли его серьезному испытанию. Как появился замысел фильма?
Назарова: Сначала пришла идея картины о простом карандаше. Вокруг образа начала формироваться история о двух уголовниках, держащих в страхе всех местных жителей. Она напоминает события в станице Кущевская, где мне довелось побывать. Я обозначила место действия условно: поселок Тихий.

культура: Между тем заповедная карельская натура является полноправным соавтором картины, ведь Антонина учит школьников не изображать, а чувствовать натуру. При этом все прописанные в сюжете действующие лица — эскаписты: муж убегает от успешной карьеры и попадает на зону, жена меняет Питер на глубинку, ученики и педагоги отказываются вмешиваться в конфликт Антонины с проблемным подростком...
Назарова: Не согласна. Антонина — не беглец, а «декабристка», способная на решительные поступки. Антонина наивна, но все свалившиеся на нее проблемы меркнут на фоне главной беды: школьники подвергаются регулярным избиениям со стороны однокашника, и никто, кроме нее, не решается вступиться за ребят.

культура: В картине снимались непрофессиональные исполнители?
Назарова: Почти вся наша учительская набрана из бывших либо преподающих педагогов. «Англичанка» (Виктория Дудоните) работает в детском доме и пользуется любовью питомцев — именно она привела на площадку «хулигана» Александра Кольчевского, сыгравшего грозу школы.

культура: В этом парне нет явной агрессии.
Назарова: Он — наследный принц, за ним маячит авторитетный брат, вокруг него все крутятся. Так же, как и учитель русского языка, подросток видит в Гореловой угрозу своему исключительному статусу.

культура: А его одаренный оппонент?
Назарова: Мальчик из благополучной семьи. Меня вдохновила тонкая органика и отзывчивость 10-летнего Кирилла Веселова.

культура: Его персонажа ждет невеселое будущее: спасенный педагогом ребенок уплывает в никуда по реке.
Назарова: На монтаже мы вырезали сцену отправки документов мальчика в творческий интернат. Ему нужно уехать, чтобы развиться, получить достойную огранку, а уже затем вернуться на родину состоявшимся человеком.

культура: Кущевский конфликт попал в общественное поле зрения, но подобных безобразий наверняка немало. Есть ли у Вас рецепт исцеления социальной язвы?
Назарова: Шаблоны тут вряд ли помогут. Думаю, каждый должен делать свое дело максимально честно, искренне, увлеченно. Антонина как раз такова — она не умеет халтурить, поэтому вокруг нее начинают происходить чудеса. Пример из жизни — юрист из Мумбаи, каждый день выходивший чистить загаженный пляж около дома. Уровень мусора превышал полтора метра. Вскоре к нему присоединился пожилой сосед, подтянулись другие обыватели, городские власти начали выделять экскаваторы и грузовики... За два года удалось полностью очистить два с половиной километра от пяти тысяч тонн отходов. Работу Афроза Шаха признали самой большой уборкой пляжа, и он удостоился от ООН титула «Чемпион Земли».

культура: А жители Шиеса до сих пор не могут отстоять от мусорщиков родниковый край... Как быть в ситуации искусственно заниженных социальных возможностей?
Назарова: Нужно просто делать свое дело, а там будь что будет. Честность кстати, бывает очень успешной. Достаточно почитать биографии многих богатых русских купцов, выбившихся из приказчиков. Душа русского человека требует честности. Именно честность стала для многих дорогой к богатству и успеху. Как ни странно, она открывает путь к счастью. Честных любит Бог.

культура: Вашу картину организует сильная метафора. В первых кадрах мы видим огромные штабели бревен, превращающихся в изящные хрупкие карандаши, невостребованные обывателями. От превращения леса в канцелярку делается неуютно...
Назарова: Любая метафора диалектична, в ней должно звучать противоречие. Учитель рисования может научить держать карандаш, но как им воспользуется ученик? Кто-то обретет второе дыхание, а кто-то почувствует себя обделенным талантом и озлобится на весь белый свет. Активное добро всегда встречает противодействие и вступает в битву с тьмой.

культура: В современном российском кино есть рыцари света?
Назарова: Да. Прежде всего, Боря Хлебников с «Аритмией» и Сергей Дворцевой, сделавший «Айку». Исполнительницу роли киргизской мигрантки Самал Еслямову я сняла в своем следующем фильме «Райцентр». Это грустная лирическая комедия о подростке, пытающемся уберечь осиротевших братьев и сестер от распределения по интернатам.

культура: Что вдохновило поменять актерскую профессию на кресло сценариста и постановщика?
Назарова: Изначально я тяготела к режиссуре, но долго чувствовала себя не готовой выбрать этот путь, пошла окольной дорогой. Сегодня можно снимать кино хоть на мобильное устройство, в пору моего студенчества их не существовало. На третьем курсе ГИТИСа поняла, что выходить на сцену уже скучновато, и начала писать. Первый же сценарий «Дура» купили сразу, затем второй и третий, а режиссура служила мне маяком.