Мрак атакует

Алексей КОЛЕНСКИЙ

20.11.2019


«Аванпост»
Россия, 2019

Режиссер: Егор Баранов

В ролях: Петр Федоров, Лукерья Ильяшенко, Светлана Иванова, Алексей Чадов, Ксения Кутепова, Константин Лавроненко, Филипп Авдеев, Артем Ткаченко, Александр Недорезов, Анастасия Венкова, Артем Ткаченко, Кирилл Власов

16+

В прокате с 21 ноября

На экранах — фантастический боевик «Аванпост», снятый создателями трехсерийной франшизы «Гоголь». На сей раз продюсеры замахнулись на киберпанк и доверили сочинение антиутопии сценаристу «полицейских с Рублевки» Илье Куликову, а воплощение замысла — «гоголевскому» постановщику Егору Баранову. Высокобюджетный продукт оказался вторичен и затянут.

Создатели отправились в сердце тьмы, прихватив с собой убойное оружие — рейнджеров и эмпатов, позаимствованных в «Звездном десанте» Пола Верхувена. Главного героя — отмороженного пса войны, персонажа Петра Федорова — завербовали в «Трудно быть богом» Федора Бондарчука. У того же автора разжились «притягательным» образом будущего, отлакировав его неоновыми огнями «бегущих по лезвию бритвы» Риддли Скотта и Дени Вильнева. Роль всемогущих пришельцев доверили циничным «цивилизаторам» братьев Стругацких, ранее замеченным у Константина Лопушанского в тех же черных кожаных плащах «Гадких лебедей».

Но беда «Аванпоста» не в бездумной эклектике, а в неумении сложить из референсов оригинальный образ грядущего и добавить что-нибудь от себя. 150-минутная фреска напоминает тришкин кафтан, пошитый из заплаток сериала, а еще сильнеее — оливье из подмороженных овощей. В качестве «мяса» здесь эксплуатируются угрюмые вояки, служащие пешками инопланетных чудовищ в бесчеловечной апокалиптической игре. О дьявольских планах пришельцев Ида и Ра становится известно ближе к финалу. До появления злодеев их роль исполняют кошмарящие публику авторы.

Однажды ночью Землю окутывает слепящая тьма. Остается светиться лишь пятачок вокруг Москвы. Все средства связи молчат, что снаружи — неизвестно. Пропадают дроны, а также посланные на разведку войска, им удается обнаружить лишь тела, уничтоженные неизвестным науке бактериологическим оружием. Собрав мощную бронегруппу, майор Долматов (Константин Лавроненко) и генерал ГРУ Марина (Ксения Кутепова) выдвигаются за передний край обороны в Кировскую область и готовятся встретить неведомого врага лицом к лицу. Пока лучи лазерных прицелов бойцов таращатся в надвигающуюся тьму, персонажи предаются воспоминаниям о своем темном прошлом. В анамнезе десантника Олега (Алексей Чадов) обнаруживается интимная связь со снятой в кабаке криминальной девицей, ныне — санитаркой, боевой подругой (Лукерья Ильяшенко). Офицеру Юре (Петр Федоров) довелось защитить эту же барышню от приставучего бандита. Теперь троица готовится отразить нашествие загадочных супостатов.

Оказывается, редут атакует орда аномально крупных медведей. Откуда и каким образом набралось многотысячное стадо монстров, сюжет умалчивает; аттракцион завершается истреблением всего поголовья. На смену косолапым спешат зомбированные толпы помраченных кировских обывателей, которых доблестные спецназовцы отстреливают, а затем давят танками, уничтожая тысячи «приспешников тьмы».

Лучшие эпизоды «Аванпоста» напоминают пафосную ходилку-стрелялку, но имеется здесь и оригинальная «философия». Характерно, что «исчадия тьмы» представляются таковыми столичным снобам. Юру беспокоит судьба московской мамаши, а на остальных сограждан ему плевать. У Олега в Кирове остались родители, но убедившись в невменяемости противника, он лихо мочит земляков. Однако силы оказываются неравны, и тут на сцене объявляется заказчик кровавого балагана, инопланетянин Ид (Артем Ткаченко). Иначе говоря, это фрейдовское «Оно» — воплощение бессознательных влечений гомосапиенсов, которые пришелец сводит к размножению и убийству. «Оно» общается с землянами телепатически и внушает им искаженные представления об окружающей реальности. Закономерный вопрос — кто тут воюет и с кем — остается без осмысленного ответа.

Еще одна неудача фильма — нелепый образ рептилоидов. За ненадобностью у инопланетных сверхчеловеков атрофированы рты. Что следует «пришить» на их место создатели так и не додумались. Вместо носа у «Оно» фигурирует нарост. Столь же неаппетитно выглядит и Ра (Кирилл Власов), и обезображенная неоновыми инсталляциями Москва, и руины Кирова. Но самым чудовищным в этом безумном-безумном-безумном-безумном мире представляется разделение народа на провинциалов и «чистых» москвичей.