19.11.2019
«Хороший лжец»
Режиссер: Билл Кондон В ролях: Хелен Миррен, Иэн Маккеллен, Рассел Тови, Джим Картер, Марк Льюис Джонс и др. 18+ В прокате с 14 ноября |
На российские экраны вышел «Хороший лжец» — авантюрный детектив, который на деле оказывается куда глубже, чем можно представить по трейлеру. Прекрасный актерский дуэт уже в первый уик-энд сделал фильму неплохую кассу: в мировом прокате лента собрала порядка 6 млн долларов, окупив бюджет на 60 процентов.
Аферисты бывают разные, и лучшим из них обаяния не занимать. Таков и Рой Кортни (Иэн Маккеллен): несмотря на свои 80 лет, он бодр, убедителен, элегантен, обладает острым умом и невероятной изворотливостью. Старик легко втирается в доверие к жертвам, завладевает их деньгами — и растворяется в пространстве, точно дым. Очередной жертвой Роя становится вполне благообразная вдова Бетти Маклиш (Хелен Миррен). У нее на счетах скопилась приличная сумма, при этом годы женщину явно не берут: она по-девичьи романтична и сама спешит в сети, расставленные хитрецом.
Вот только на сей раз все пойдет не так, как задумал матерый мошенник. Во-первых, неожиданно для себя он влюбится в Бетти (впрочем, алчность все равно пересилит). Но это еще полбеды: ведь дама отнюдь не проста — в ее жизни хватает собственных скелетов в шкафу. Раскручивая прошлое друг друга, герои вынуждены вспомнить давно забытое военное время, когда молодой немец Ханс учил английскому языку девочку по имени Лили…
Режиссер Билл Кондон — художник многоликий: он может снять сказку типа «Красавицы и чудовища» или блокбастер вроде завершающей дилогии «Сумерек». Но когда на площадке под руководством Кондона возникает один из его любимых мастеров — Иэн Маккеллен, то получаются по-настоящему мощные работы, такие как «Боги и монстры» или совсем недавний «Мистер Холмс».
В «Хорошем лжеце» использован примерно тот же прием, что и в «Холмсе»: фильм начинается как авантюрный детектив, но затем жанр вдруг резко меняется — перед нами предстает жесткая и довольно бескомпромиссная история о призраках прошлого, о двуличии и мести, ставшей ядовитым напитком почти шестидесятилетней выдержки. В итоге мы получаем убедительное напоминание о том, что военные шрамы не заживают никогда. Что есть ситуации, когда милосердие является непозволительной роскошью.
«Хороший лжец» — отчасти афористичное повествование о заразности зла, о его круговороте в природе человека. Плохие поступки рождают гадкие последствия, а те в свою очередь генерируют новые прегрешения — и так до бесконечности. Главный вопрос, который подспудно задает нам Кондон: что ты будешь делать, когда наконец окажешься лицом к лицу с тем, кого искал столько лет? Вот он, давний враг, с которым ты уже практически сроднился в своей ненависти, кого жаждал найти больше всего на свете. Он предстал перед тобой, просвеченный, словно на рентгене, — и ты волен либо долго играться с ним, унижая и наказывая, либо немедленно прикончить. Каков же будет выбор? И хватит ли у тебя сил, чтобы исполнить приговор?
В этом «Хороший лжец» некоторым образом напоминает оскароносного «Выжившего» Алехандро Иньярриту, где персонаж Леонардо Ди Каприо, настигнув злодея, не убивал его сам, а подставлял под разящие удары подоспевших индейцев. Так и здесь: кажущееся справедливым возмездие свершается вовсе не бывшей жертвой, а будто бы самой судьбой.
При этом не стоит искать в ленте добросовестности в отношении грозных событий 1940-х, которые становятся точкой отсчета: тут Кондон по-американски конъюнктурен, русские солдаты у него — фрагментарная горстка не слишком обаятельных сущностей, что, конечно, оставляет у взыскательного зрителя долю неприятного послевкусия. Но главная мысль фильма все же не в соблюдении исторической правды, а в социальном высказывании. И оно не сулит нам ничего благостного.
«Хороший лжец» — история об отсутствии милосердия. В современном мире прощению места нет: справедливость, похожая на удары молота, неотвратима и беспощадна вне зависимости от желания жертвы и даже стечения обстоятельств. А многолетняя жизнь с червоточинкой внутри неизбежно завершится если не трагедией, то серьезным нравственным испытанием, выдержать которое сможет далеко не каждый.
Одно из главных достоинств картины — актерские работы: собственно, ни у Маккеллена, ни у Миррен практически не бывает провальных ролей, но здесь весь фильм — фактически их блистательный дуэт, набор изящных пасов, когда сюжетный мячик ловко перелетает от одного мастера к другому, а нам остается лишь следить за великолепной игрой и наслаждаться уровнем достоверности характеров. Маккеллену не впервой изображать обаятельных злодеев, будь то Магнето из «Людей Икс» или Артур Денкер из «Способного ученика», а Хелен Миррен всегда органична в образе возрастной супервумен: вспомним ее Викторию Уинслоу из «RED2» или Екатерину Великую из свежего одноименного телесериала.
Чарующая харизма Маккеллена и царственная стать Миррен — уже это делает «Хорошего лжеца» интересным. Обращение же к теме покаяния и возмездия расширяет кино до притчи о нерушимости зла, которое невозможно побороть, не испытав сострадания.