Балтика. «Девятая»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

13.11.2019


«Девятая»
Россия, 2019

Режиссер: Николай Хомерики

В ролях: Евгений Цыганов, Дмитрий Лысенков, Евгений Ткачук, Юрий Колокольников, Дэйзи Хэд

16+

В прокате с 7 ноября

В кинотеатрах — выдаваемая за викторианский детектив эклектичная нескладуха «Девятая» с Евгением Цыгановым, притворяющимся петербургским Холмсом.

Погорев с провалившимся в прокате «Дуэлянтом», сопродюсеры Роднянский и Мелькумов не расстроились, а заказали чете беллетристов Дьяченко новый винтажно-детективный сценарий. Режиссер Николай Хомерики попытался «натянуть» авторское кино на хилый скелет вздорного сюжета, но, увы, был одернут миллионерами.

Сопродюсеры порезали картину на эпизоды и ввели фигуру рассказчика, описывающего закадровые события. Вышло неловко. Всякий раз, как история обретает динамику, в кадре возникает «говорящая голова», которая пытается поделиться мыслями по поводу происходящего. А также навязчиво демонстрирует собственноручно сделанные комиксы, не вписывающиеся в эстетику движущегося изображения. Этот косноязычный, увлеченный рисунками Ганин (Дмитрий Лысенков) зачем-то изображает доморощенного «Ватсона» при петербургском «Холмсе» Ростове, также весьма далеком от идеала: Евгений Цыганов играет сумрачного барина, со скуки переодевающегося мужиком и провоцирующего потасовки с уголовниками в криминальных кварталах имперской столицы.

От нелепого мордобоя сыщика отвлекает череда загадочных убийств. В Петербурге объявляется маньяк, охочий до девиц разных сословий и мастерски уродующий трупы жертв. Вместо сердца в теле одной из них обнаруживается сверток с вареным куриным яйцом, на котором изображена пятиконечная звезда. Что обозначает сия пентаграмма? Знаток оккультных наук, князь Голицын (Юрий Колокольников) не дает ответа, но приглашает ищеек на свой сеанс магии, где полицейские знакомятся с британским медиумом — Оливией Рид (Дэйзи Хэд). Попавший под ее чары Ростов провоцирует скандал. Аферистка бурно обличает Ростова в обидах, причиненных прекрасному полу. 

Пытаясь расколоть истеричку, следователь запирает ее в каземате. И тут в Оливии открывается дар прорицания. Заодно ей удается постичь смысл загадочной звезды. Правда, этот секрет Ростов успел разгадать самостоятельно, наложив таинственный знак на карту города с местами совершившихся и грядущих преступлений, указанными остриями пентаграммы.

Убийца — громила в кожаном плаще и низко надвинутой шляпе — разъезжает в шикарном экипаже, недавно побывавшем в ремонте. Для того, чтобы выяснить его личность, требуется побывать в паре каретных мастерских. Ростов поручает эту миссию Ганину. Первую точку тот навещает сразу, последнюю — накануне развязки. Все остальное время путается под ногами коллеги, суетится, ехидничает и даже пакостит. Между прочим, признается, что пошел в жандармы из-за жажды наживы, и верит: когда-нибудь «полиция будет ездить на красивых экипажах с фонарями, и все им будут дорогу уступать»… Со скуки Ганин решает приударить за отпущенной из каземата девицей, но Оливии не до него. Медиуматичка озабочена розысками похищенной у нее древней магической книги, рассчитывает на услуги мрачного Ростова... Впрочем, несмотря на лирические намеки, в ленте нет ни малейшей химии между действующими лицами. Зритель обнаружит лишь десяток ни за что загубленных жизней, пару нелепых потасовок и стремительно обрывающихся погонь.

Остается непроясненной ключевая деталь — зачем делать повествователя коррупционером, идиотом, не достойным доверия лжецом? Сопродюсеры приберегли разгадку на сладкое — перед финальными титрами Ганин признается, что валял дурака с целью пиара комиксов, созданных им по мотивам пересказанных событий.

Единственными вменяемыми персонажами выглядят режиссер Николай Хомерики и оператор Максим Осадчий. Разнообразно «отработав» исполнителей, они акцентируют внимание не на перипетиях, а на городе-призраке. Пофлиртовав с передним планом, камера оператора Осадчего плавно смещается, показывая «породистую» фактуру обоев, штукатурки, гранитных набережных. В итоге обшарпанный град на Неве предстает лукавым, обворожительным, приодевшимся с иголочки и абсолютно безлюдным франтом, которому до лампочки насекомая возня с маньяками и преследующими их клоунами.