Повиртуалит и отвалит

Алексей КОЛЕНСКИЙ

25.02.2014

?подобным сценарием развития цивилизации.

Лос-Анджелес, недалекое будущее. Днем Теодор (Хоакин Феникс) вкалывает в офисе, сочиняя трогательные поздравления родным и близким заказчиков. Ночами ворочается, вспоминая недавно рухнувший брак с Кэтрин (Руни Мара) или общаясь по телефону с «женщинами в поиске», которых ему произвольно выбирает компьютер. Эти разговоры приносят герою сплошные разочарования. 

Провалом заканчивается и свидание вслепую с прекрасной незнакомкой (Оливия Уайлд), мечтающей поскорей выскочить замуж. А Теодор — напротив — верит в романтическую любовь без обязательств… И приобретает «Саманту» — прекрасную, чуткую, деликатную операционную систему. Она и становится его душевной собеседницей и спутницей жизни. Единственное, что мучает «влюбленных»: способна ли ОС (с голосом Скарлетт Йоханссон) к самостоятельному мышлению, личному переживанию или лишь к индивидуальной настройке под клиента?

В один прекрасный день «Саманта» признается, что возлюбленных «теодоров» у нее более шестисот, но все-таки Теодор — милый, дорогой, любимый, единственный… Прощается с парнем и навсегда улетает в виртуальную даль, где обитают подобные ей ОС.

Философская проблема, может ли человек разделить с другим чувства, мечты и судьбу, так и не получившая универсального решения (тут уж как кому повезет), помещается Спайком Джонсом в контекст нового технологического уклада. 

Как изменится положение человека, когда производством материальной среды займутся 3D-принтеры, технический прогресс сведется к обновлениям и корректировкам ОС, люди сбросят социальные оковы и примутся расширять внутреннее пространство в индивидуальных 3D-координатах?

В таком футурологическом контексте становится понятно, отчего медленная, печальная и словно бы безадресная комедия про кафкианского бирюка заработала в ограниченном прокате 30 миллионов долларов, получила «Золотой глобус» за лучший сценарий и претендует на пять «Оскаров». Двухчасовое монодейство о бедном влюбленном, который одержим поиском второй половинки, — пророчество новой религии, исповедующей «оцифрованного человека».