С кем водятся волшебники

Алексей КОЛЕНСКИЙ

03.10.2019


«Волшебник»
Россия, 2019

Режиссер: Михаил Морсков

В ролях: Семен Трескунов, Максим Суханов, Ирина Купченко, Владимир Капустин, Ирина Яковлева, Ангелина Стречина, Иван Охлобыстин, Сергей Аброскин, Сергей Чонишвили, Максим Кузнецов

12+

В прокате с 3 октября

«Волшебник» — бывший бас-гитарист группы Magic — соглашается помочь парню, отчаянно верящему в чудо и готовому овладеть электронным инструментом ради воплощения своей мечты. Но есть проблема: страдающему ДЦП юноше трудно перебирать пальцами по грифу. Сумеет ли дружба победить недуг и отчаяние? Вполне вероятно, ведь музыке «Волшебника» Михаила МОРСКОВА подвластно все.  На экранах — самый обаятельный дебют этого года. После премьеры «Культура» пообщалась с композитором, сценаристом и режиссером комедийной сказки.

культура: По первому образованию Вы музыкант?
Морсков: Нет. Но, сколько помню, всегда писал песни. Отец показал три аккорда, методом подбора я освоил прочие тональности, а затем нотную грамоту.

История моей жизни довольно запутанна. Переехал в Москву из Сергиева Посада в 16 лет, поступил в вуз по специальности «Менеджмент культуры и искусства». Параллельно в 2006-м снял короткометражку «Пробки» и выложил ее на раскрученный пиратский трекер, став первым режиссером, решившимся на этот шаг. Администрация ресурса поместила новость на главной странице, фильм скачали рекордное число пользователей, и я получил массу лестных отзывов. На волне популярности Rambler Vision сделал первую в истории официальную интернет-премьеру короткометражки, на меня вышли ребята из ВГИКа и спросили: «Хочешь к нам?» Разумеется, я согласился и поступил на режиссерский курс Валерия Ахадова — утром работал, днем бежал в первый институт, вечером летел во ВГИК, ночами сочинял музыку. Но грянул кризис, и мой полнометражный сценарий не взял ни один продюсер. В том же 2008-м студенты Школы-студии МХАТ предложили поставить в Центре драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина пьесу Фалька Рихтера God is a DJ. Спектакль имел успех. А я собрал поп-рок-группу Double You и стал ее «серым кардиналом» — сочинял песни и музыку, руководил процессом.

Как-то на наш концерт заглянул возглавивший Театр имени Пушкина Женя Писарев и позвал меня написать партитуру для «Много шума из ничего». Взамен я попросил дать поставить «Тестостерон» Анджея Сарамоновича — спектакль шел с аншлагами до 2018 года. Одновременно снимал документальные фильмы и клипы, ездил по разным странам, совместно с «Россотрудничеством» готовил гала-концерты лучших детских коллективов в рамках перекрестных годов культуры. Потом собрал новый музыкальный коллектив — трэш-бэнд Neopoleon, ныне выросший в креативную студию. На ее базе мы с художником и автором спецэффектов Антоном Реоли, композитором Артемом Федотовым и оператором Денисом Першиным сделали фильм «Волшебник».

культура: А до этого — партитуру альманаха «Про любовь. Только для взрослых», «Хорошего мальчика» и «Выше неба» Оксаны Карас, «Элефанта» Алексея Красовского. Как складывалась Ваша работа?
Морсков: По-разному. Обычно просил почитать сценарий и посмотреть монтажную версию без музыкальных референсов. Когда вижу историю, муза приходит сама.

культура: Какая картина Вам особенно удалась?
Морсков: «Дядя Саша» Александра Гордона.

культура: Партитура «Волшебника» сочинилась одновременно с текстом?
Морсков: На четыре дня уехал за город в свою маленькую звукозаписывающую студию. Каждое утро, позавтракав, садился за кабинетный рояль и играл, настраиваясь на ощущения определенных сцен. Затем печатал. Дальнейшая работа над музыкой продолжалась около полутора лет. Увы, от многих тем пришлось отказаться в пользу целостности фильма. Финальную песню написал на английском задолго до проекта. Подошло время придумывать концертный номер Фимы и Ромы, тут сами собой родились новые строчки на прежний мотив: «Кто-то нас ждет, вопреки прерванным снам, внизу у реки кто-то ждет нас...» До мурашек проняло: эта песня должна звучать в моем финале!

культура: Такой рок-группы, как в «Волшебнике», у нас никогда не  существовало...
Морсков: Это правда, я помню девяностые, бандитские перестрелки в Сергиевом Посаде под «Ласковый май» и «Арию». Но это не мое. Всегда хотелось, чтобы у нас в России зажигали команды вроде Aerosmith и Bon Jovi. Подумал: почему бы нет? Перерыл кучу русской музыки тех лет и обнаружил похожие, но малоизвестные коллективы. Все пришлось сочинять заново. Самый близкий российский аналог ВИА Magic — «Парк Горького».

культура: Вам удалось избежать главных проблем дебютантов, образной избыточности, многословия и невнятицы, добиться простоты, а главное, убедить продюсеров в праве ленты на экранную жизнь...
Морсков: Убеждать не пришлось, все как-то совпало. Однажды позвонили коллеги, у которых слетел проект для сценарного конкурса Министерства культуры, поинтересовались, нет ли у меня сценария. Ответил — есть, но не тот, который хотел бы снять. Попросил день на размышления, и ночью придумал синопсис «Волшебника». Тема была мне близка, я участвовал в подготовке благотворительных вечеров для детей с ДЦП и решил соединить лирические линии героев. Один — рок-идол Фима — все может, но ничего не хочет. Другой — страдающий ДЦП подросток Роман Юрьевич — очень хочет, но не может... Замысел музыкальной комедии зрел давно, я размышлял о волшебстве в современном мире, ностальгировал по советским лентам, пересматривал фильмы Марка Захарова. Наутро продюсеры пригласили в офис, признались, что «Волшебник» — единственная заявка, которая их зацепила, и дали неделю на написание сценария. Три дня думал, собирал материалы, за четыре написал 110 страниц первого драфта. Ими мы и защитились, затем переписывали 16 раз.

культура: Вы создавали сценарий для дуэта Суханова и Трескунова?
Морсков: Не совсем так. Семена я держал в уме, а с рок-гуру все было непросто. Мы искали Фиму восемь месяцев, провели десятки кастингов известных актеров. В конце концов, полдня пробегав по Москве, я уговорил сняться Эмира Кустурицу, но мы не сошлись в оргвопросах. Максим Суханов опознал в своем Фиме Большого Лебовски, о чем объявил на первой же встрече. Мы поняли — вот наш человек.

культура: Если американцы закажут ремейк «Волшебника», эту роль сыграет «Большой Лебовски» братьев Коэн Джефф Бриджес?
Морсков: Надеюсь, это будет Джонни Депп.  

культура: Был ли реальный прототип у Романа Юрьевича?
Морсков: Да. Лет десять я дружу с телепродюсером Юлией Солдиной, занимающейся программой «Грамотеи» на «Культуре». Ее младший ребенок — классный, искренний, талантливый парень — живет с диагнозом ДЦП. Роман Солдин передал многие качества своему экранному тезке.  

культура: Семен Трескунов не только срисовал походку и жесты, но, взяв гитарный гриф, буквально вывернул пальцы наружу. Как ему это удалось?
Морсков: Вот не знаю! Семен месяц готовился к роли. Как и Суханов, учился играть на гитаре по нашей системе упрощенных уроков. Помимо этого, Трескунов общался с прототипом, ходил по городу на костылях, изучал видео с ДЦП-пациентами и, накопив энергетику, сотворил это чудо.  

культура: В Вашей ленте много нереализовавшихся волшебников. Однако рокер Фима верит в сказку, а подросток Роман Юрьевич — в любовь. Заключив союз, они становятся творцами собственных судеб. Прочие персонажи остаются не при делах. В их случае сказка не оказывается былью потому, что наши современники равнодушны друг к другу?  
Морсков: Да, именно так. Исключение — любознательная героиня Ирины Купченко, приютившая в своем доме беспутного Фиму. Ее образ претерпел сильные метаморфозы, в итоге Ирина Петровна сыграла гораздо глубже, чем было прописано в сценарии.

культура: Легко ли она согласилась на небольшую роль?
Морсков: Призналась, что, прочтя сценарий, увидела в нем очень важную и нужную идею. Я изначально закладывал в кино второй и третий план, открывающиеся при повторном просмотре.

культура: Как принимали картину?
Морсков: Очень тепло — на фестивалях в Благовещенске и Ялте, поразила «Артек-арена» — площадка на три с половиной тысячи мест. Невероятный фурор, в нужных местах зал завораживал звенящей тишиной, это куда дороже бурных аплодисментов. Бывает, человек подходит и говорит: можно вас просто обнять. Значит, за полтора часа он прожил маленькую, но светлую жизнь, которую, вернувшись домой, разделит с родными и близкими. В этом — смысл нашей работы, а может быть, и существования.

У меня была бабушка, которая все детство обо мне заботилась, но жила отдельно в однокомнатной квартире и никогда не праздновала Новый год вместе с нами. Отговаривалась тем, что не досидит до двенадцати. Помню, как-то после боя курантов решил набрать ее номер. Удивительно, она взяла трубку, я стал поздравлять, говорить, как я ее люблю, и осекся, услышав всхлип. Бабушка разрыдалась. Поразительно, насколько нам порой не хватает простых слов... Вот и мне очень дороги зрительские эмоции.

культура: Ленту оценили специалисты, работающие с ДЦП-пациентами?
Морсков: Руководитель благотворительного фонда после просмотра отметил, что мой фильм дает новую ролевую модель для ребят — наш Роман Юрьевич знает, чего хочет, много трудится, совершает поступки, и жить и чувствовать спешит. В отличие от Фимы — человека хаоса, вдохновения и настроения, Роман Юрьевич четко знает свою цель и планирует каждый шаг. Но затем принимает мудрость рокера: не все в жизни бывает по плану, в этом и заключается ее подлинная красота. Ставя цель, мы часто добиваемся непредсказуемого результата, и он оказывается гораздо важнее, чем то, на что мы уповали.

культура: Ваши дальнейшие планы?
Морсков: Выдохнув после фестивальных премьер, займусь большим проектом — мини-сериалом для онлайн-платформ из 15-минутных новелл в разных жанрах. Главную роль в них будет играть музыка. Это истории о том, как она может вдохновить, уничтожить, соблазнить. Музыка — словно кардиограмма нашей жизни.     

культура: А если бы Вам предложили экранизировать любую классическую сказку...
Морсков: Выбрал бы «Спящую красавицу».

культура: Ее мир, казалось бы, навсегда побежден злой колдуньей; как и в «Волшебнике», он существует под знаком безотцовщины.
Морсков: Да, это печальная история, но она живет верой в бескорыстную любовь и надеждой на воскрешение.