Через тернии к людям

Павел СУРКОВ

25.09.2019


«К звездам»
США, Китай, Бразилия, 2019

Режиссер: Джеймс Грэй

В ролях: Брэд Питт, Томми Ли Джонс, Рут Негга, Дональд Сазерленд, Кимберли Элиз и др.

16+

В прокате с 26 сентября

На экраны выходит кинолента «К звездам» — ​один из главных фантастических фильмов года, где за инопланетной атмосферой и крепким сюжетом скрываются вопросы, чрезвычайно важные для всего современного человечества.

Обозримое будущее. Астронавт Рой Макбрайд (Брэд Питт) считается в НАСА одним из лучших. Возможно, это не только выучка, но и гены. Ведь его отец Клиффорд (Томми Ли Джонс) много лет назад отправился в межпланетное путешествие, чтобы отыскать внеземной разум. Где-то в районе Нептуна связь с экспедицией пропала, но у Роя теплится надежда, что родитель жив. Однажды Макбрайду, наконец, выпадает далекая космическая миссия — ​крайне опасная и неоднозначная, но зато в ней можно прояснить судьбу отца.

Рой — ​почти супермен: он умеет идеально контролировать свои эмоции, оставаясь невозмутимым даже в самых сложных ситуациях. Он стоек и после потери старшего товарища — ​полковника Прюитта (Дональд Сазерленд), фактически единственной ниточки, связывающей его с пропавшим отцом, — ​и во время мгновенной переоценки ценностей, а ведь эта опасность похлеще выбросов антиматерии… Героя ждут невероятные миры (предстоит пересечь практически всю Солнечную систему), сложносочиненные конфликты и едва ли не ежеминутная проблема выбора. Так что, может, и не зря, пусть отчасти и авансом, картину сравнивают с легендарной «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика.

«К звездам» — ​лента многоплановая. Она могла бы стать стандартным фантастическим боевиком о поиске пропавшей экспедиции, но Грэй известен как нарушитель законов жанра. В его «Роковой страсти» открывались невероятные драматические коллизии, а в «Затерянном городе Z», казавшемся очередным зомби-фильмом, вдруг проявлялась настоящая трагическая нота. Да и ходячие мертвецы, которые, как мы знаем, существа неповоротливые и безмозглые, у режиссера превращались в сметливую орду, ведомую жутковатым коллективным разумом.

Поэтому, когда Грэй выходит на ниву фантастического кино, можно быть уверенным: он сумеет и выстроить достойную визуальную составляющую, и заложить в постановку такие пласты, которые позволят пересматривать картину снова и снова, отыскивая в ней нечто сокрытое при первом впечатлении. Так и в свежей ленте — ​Рой регулярно постигает новые истины и обстоятельства. Чем дальше астронавт пытается проникнуть в тайну исчезновения отца, тем больше важного (и не всегда однозначно трактуемого) узнает. И тут фантастические декорации даже несколько отвлекают. Надо отметить, Брэд Питт играет вовсе не рефлексирующего, а скорее пытливого и целеустремленного персонажа, в котором за выдержкой прячется доля фанатизма.

Тем ценнее проблематизация, связывающая Роя: помимо отца, в его жизни присутствует жена с говорящим именем Ева (Лив Тайлер), и герой фактически оказывается перед еще одним подсознательным выбором — ​семейным. Что значительнее в настоящем — ​прошлое, олицетворяемое отцом, или будущее, сосредоточенное в оставленной на Земле жене? Однако критичность выбора до определенного момента не очевидна ни самому персонажу, ни даже зрителю. Хотя, впрочем, и этот сюжетный поворот показан у Грэя так, что может трактоваться даже изящнее, тоньше, с уходом в подсознание.

Отечественный зритель, представляющий поколение «за тридцать», непременно увидит в этой киноработе отсылку к советскому фильму «Через тернии к звездам» (1981), снятому по сценарию Кира Булычева. В обеих картинах явно прослеживается схожесть ключевых мотивов: каким бы ни был внеземной разум, важнее всего при встрече с ним сохранить в себе человеческие черты. Ведь именно они помогли нашей цивилизации вырасти из колыбели под названием Земля.

Джеймс Грэй делает еще один поклон старшим товарищам: «К звездам» представляет собой завуалированный оммаж «Космическим ковбоям» Клинта Иствуда — ​не самой успешной работе мастера, но проникнутой невероятным романтизмом и тонким юмором. Напомним, в той ленте Томми Ли Джонс и Дональд Сазерленд тоже играли напарников по космической миссии, и у героя первого судьба оказалась далеко не завидной…

Но главное — ​то, что сегодня, когда традиционные семейные ценности попросту размываются в свете всепоглощающей толерантности, подчас перетекающей в распущенность, «К звездам» — ​отличный способ задуматься о столь древних и сакральных связях, как «отец — ​сын», «муж — ​жена», и понять, что даже в межпланетном будущем есть кое-что незыблемое и несомненное. Более того, порой то, что мы ищем среди далеких планет и на подступах к новым мирам, находится дома. Пусть эта мысль и кажется чрезвычайно простой, но банальности, как писал Борхес, наиточнейшие вещи на свете, и напомнить о них, особенно в стремительно меняющемся и бушующем мире, всегда кстати. Ведь и вселенский космический замысел на самом деле состоит из очень простых, понятных и предельно логичных вещей.