Поймай «Щегла», если сможешь

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

18.09.2019


«Щегол»
США, 2019

Режиссер: Джон Краули

В ролях: Энсел Элгорт, Оакс Фигли, Анайрин Барнард, Финн Вулфард, Сара Полсон, Люк Уилсон, Джеффри Райт, Николь Кидман, Уилла Фицджералд, Эшли Каммингс

18+

В прокате с 12 сентября

На экранах — «Щегол», один из самых ожидаемых фильмов года, снятый по одноименному роману Донны Тартт.

Причиной ажиотажа стал культовый статус книги, отмеченной Пулитцеровской премией. Это лишь третья работа Тартт, неторопливо выпускающей по роману в десятилетие — немыслимая ситуация для современного писателя. Ее дебютную «Тайную историю» (1992) перевели сразу на 24 языка. А «Щегол» (2013) и вовсе породил своеобразную «тарттоманию». Поклонники атакуют кинотеатры и, отсмотрев ленту, длящуюся немилосердных два с половиной часа, бурно спорят — успех это или провал.

Изложение всей истории занимает 800 страниц. Нью-Йоркский подросток Тео Деккер (Оакс Фигли) идет с мамой в Метрополитен-музей. Взрыв, организованный террористами, оставляет мальчика сиротой. Его путеводной звездой становится картина «Щегол» Карела Фабрициуса, а также кольцо, подаренное смертельно раненным незнакомцем. Старинный шедевр Тео тайком забирает с собой: музейщики и пресса верят, что работа Фабрициуса погибла во время теракта. Кольцо же приводит Деккера к антиквару Хоби (Джеффри Райт): так сирота обретает родственную душу и новый дом.

Впрочем, прежде чем осесть у Хоби, мальчику придется пройти ряд испытаний. Его заберут из временно приютившей семьи богачей Барбуров и передадут беспутному отцу, который увезет парня в пыльный пригород Лас-Вегаса. Он познакомится с русскоговорящим ровесником Борисом, начнет пить, курить... Смерть близких и встречи с давней любовью, потеря картины и ее поиски, Лас-Вегас, Нью-Йорк, Амстердам... Все это подробно, с множеством деталей описано в книге Тартт. Но главное — и дождливые улицы «Большого яблока», и заснеженные голландские каналы пропущены через чувства героя, показаны его глазами. Именно язык, игра со словом, бесконечная рефлексия стали главными персонажами романа. А как передать поток сознания, если кино имеет дело с внешним миром — обликом человека, деталями интерьера, архитектурой?

В съемках были задействованы серьезные силы. Режиссер Джон Краули ранее уже занимался экранизациями — и вполне успешно («Бруклин» с Сиршей Ронан, 2015). Звездный оператор Роджер Дикинс воссоздал пыльную нору Хоби и шикарные апартаменты Барбуров, передал настроение шумных городов и тоску пустынь. Николь Кидман, играющая миссис Барбур, предстает в привычном холодноватом амплуа и в итоге оставляет зрителя равнодушным. Хорош Люк Уилсон в роли непутевого отца Тео, по-настоящему блистательна Сара Полсон, изображающая мачеху мальчика. Удачно подобран юный актер, воплотивший на экране Деккера-подростка, — Оакс Фигли. С помощью скупой мимики, без крика и аффектации ему удается передать тяжесть горя, обрушившегося на ребенка. Менее убедителен Энсел Элгорт — выросший Теодор, скрывающий боль за красивыми костюмами и дизайнерскими очками. Наконец, звезда «Очень странных дел» и «Оно 2» Финн Вулфард успешно имитирует русский акцент, но до конца не справляется с ролью: Борис — хулиган и отморозок, а скуластый брюнет Финн неисправимо интеллигентен.

За тоннами описаний, деталей, причудливой словесной эквилибристики в тексте Тартт скрываются простые размышления о вечности и смерти, подделках и настоящем искусстве. Высказанные в фильме вполне прямолинейно, они только обнажают недостатки первоисточника. Экранизировать «Щегла», как и, например, «Улисса» Джойса, трудно по объективным причинам — все равно что попытаться переложить живописные образы на музыку. Но это, конечно, вряд ли утешит тех, кто, прочитав «книгу десятилетия», ждал фильма не хуже.