10.09.2019
«Джокер»
Режиссер: Тодд Филлипс В ролях: Хоакин Феникс, Роберт Де Ниро, Зази Битц, Марк Мэрон, Бретт Каллен и др. 16+ В прокате с 3 октября |
Жизнь Артура Флека (Хоакин Феникс) — далеко не сахар. День за днем он ходит на службу в рекламное агентство, где работает клоуном, и втайне грезит стать преуспевающим стендап-комиком. Впрочем, этой мечте вряд ли суждено сбыться — артист из Флека донельзя странный: у него несмешные шутки, он не умеет вести себя на сцене, и зрители хохочут не над его словами, а над ним самим — корявым, нелепым и ужасно несчастным.
Артур Флек — типичное дитя грязных районов Готэм-сити: адского мегаполиса с небоскребами, теряющимися в облаках, с потоками спешащих неизвестно куда людей, с трущобами, полными крыс и грязи… Мегаполиса, где до тебя никому нет дела, мегаполиса, пожирающего маленьких людей — таких, как Флек, в которого если кто и верит, то лишь собственная старая мать (да и та, похоже, просто выжила из ума). Но в Артуре живет ощущение собственного предназначения, предчувствие безумного величия — подобная мина замедленного действия обязана рвануть, и так происходит: Флек превращается в Джокера — злодея и героя одновременно, зеленоволосого убийцу с несмываемой улыбкой, одного из самых таинственных и притягательных персонажей комиксов.
«Джокер» Тодда Филлипса не входит в так называемую «расширенную киновселенную DC», отвечающую за мир Супермена и Бэтмена (а Джокер, согласно комиксам, является основным врагом последнего). Это отдельная история, где все немного по-другому — и персонаж Феникса, и Готэм, и даже Бэтмен. Его в новом фильме пока нет — а есть лишь юный Брюс Уэйн, который, как мы догадываемся, вскоре обязательно наденет на себя остроухий костюм Темного рыцаря.
Мы уже видели разных киноджокеров: у Джека Николсона герой приобрел инфернальную предысторию — сумасшедший маньяк, одержимый ненавистью к Бэтмену, прекрасный в своей абсолютизации зла как такового. Джокер Хита Леджера из нолановского «Темного рыцаря» был довольно близок к образу злодея из комиксов: он возникал из ниоткуда и уходил в никуда, у него не существовало ни биографии, ни истинного имени, но присутствовала многоуровневая мотивация преступлений. Наконец, Джокер Марка Хэмилла, озвучивающего персонажа в серии мультфильмов о Бэтмене, в том числе и в блестящей «Убийственной шутке», — истинный артист, человек, упивающийся эстетикой злодеяния как такового, своеобразный художник жестокости.
Герой Хоакина Феникса отличается от всех предыдущих Джокеров, но в то же время и наследует им. Как и у персонажа Николсона, у него есть понятная предыстория, как и у героя Леджера, он безусловно одержим некоей внутренней идеей, и потому его поступки абсолютно логичны и в нем живет странная, но все же эстетика, как и у героя Хэмилла. Однако главное отличие нового Джокера — это самый близкий зрителю злодей.
Артур Флек — классический «маленький человек», вдруг становящийся вместилищем зла. Как у Чаплина в «месье Верду»: когда за маской благообразного милого недотепы скрывался хладнокровный маньяк, и в итоге у зрителя появляется и жалость, и даже готовность разделить идеи и мотивацию.
Артур Флек превращается в Джокера в результате протеста. Он фактически народный герой, и его главный антагонист — это вовсе не Бэтмен, а его отец, миллиардер Томас Уэйн, воплощающий все, что так ненавидит простой люд из трущоб. Уэйн — сноб и циник, у него полно денег, однако он не спешит делиться со страждущими. И народный бунт, народный протест, борьба за великий прекрасный Готэм воплощаются именно в Джокере. В убийце, в злодее, в безумце — и одновременно в коллективном герое.
Феникс заведомо предупредил Филлипса, что не собирается сниматься ни в каких продолжениях — грим Джокера он будет носить один раз, но и его нам вполне достаточно. Природа естественного зла — и одновременно оправдания оного — вот основная тема ленты. Нет, это не апологетика злодея как такового, а весьма проблематизирующее высказывание: в каждом из нас, по сути, дремлет свой Артур Флек, который цепко впивается в душу и разум, когда мы испытываем неудачу или кому-то завидуем, или пытаемся в очередной раз себя оправдать, переложив вину на другого. Приготовьтесь — в такие моменты вы на шаг приближаетесь к тому, чтобы стать Джокером.
И смех для Флека — вовсе не средство, не орудие, а именно реакция: на происходящее, на собственное преображение, на смещение логики окружающего мира, на возникающий стихийный бунт против установленных высшим сословием законов и правил. «Духовный лидер оппозиции» — вот кто такой Джокер по Филлипсу, вожак бунта — беспощадного, но имеющего страшный потаенный смысл. И даже отцовская фигура — а у одинокого Флека такую функцию выполняет ведущий комедийного телешоу (отличная работа Роберта Де Ниро) — в итоге оказывается размазанной, а потом и превращающейся в антагонистическую.
Обозленное и искаженное сознание обиженного дитя, бедняка, лишенного всего, и в первую очередь надежды, — вот, что такое история Джокера по Филлипсу. История неудачника, забитого и несчастного. Как злодей смотрит в зеркало, нанося свой грим, так и мы вглядываемся в экран — и в ужасе находим в нем собственные черты. Более того, история злодея не заканчивается по прошествии двух часов. Она продолжается — в нашей душе и в нашем разуме. И только от нас зависит — победит ли один из самых притягательных и страшных кинозлодеев. Попробуем не дать ему шанс — как это сделать, можно узнать, посмотрев «Джокера». Не отказывайте себе в этом удовольствии и испытании.